Больше рецензий

22 мая 2017 г. 21:42

185

5

Очень интересная и содержательная книжка. Про религию я, правда, слушала так, по диагонали. Хотя и там много интересных мыслей, но больно уж много высосанных из пальца предположений. Ну не могу я всерьёз доверять рассуждениям типа "это божество несомненно было связано с водным культом, потому что в его святилище была найдена лодка". :) Утрирую, но несильно (как это?).
Кроме того, по моему мнению, учёные слишком уверенно распространяют общую тенденцию на часные случаи. Если какая зверушка - обычно хтоническое божество, это совсем не значит, что она будет хтоническим всегда, без исключения, и встретив новый культ с этой зверушкой можно не сомневаясь делать выводы. Достаточно почитать все мнения учёных по поводу богов-всадников, которые приводит Е.М., как доверие к выводам любого из них улетучивается. У Штаерман своя идея, и она выглядит довольно обоснованной (они всегда так выглядят у авторов идеи). Боги-всадники, небесные боги - это боги аристократов и их победа над божествами земли знаменует для поклонников победу знати над "быдлом" (быдло, конечно, было иного мнения).
Ещё интересна (хотя и слегка хаотична) информация о популярности культов богинь-матерей в северных провинциях (Германия, Британия).
Ещё, что у низших слоёв популярны были совсем другие боги, чем у высших. В т.ч. как протест против навязанных сверху культов. И даже некогда популярные среди народа боги, поднятые до разряда общеримских, теряли свою популярность.
Ещё вывод о том, что восточные культы "победили" западные, потому что в них была мистика, помогавшая человеку уйти от реальности.
И ещё, дословно: "Кроме того, обязательный императорский культ во всех его формах, включая и культ императорских добродетелей, привлек к религии внимание, которым она не пользовалась прежде. Вопросы веры и морали стали предметом живого интереса и борьбы."
Это вторая часть, неинтересная :)
А в первой, про мораль, Е.М. показывает, что во времена империи теряют популярность коллегии - ни штрафами за неявку, ни подачками от богачей не могли привлечь в них народ. Потому что за подачку ожидали получить униженное поклонение. А кому хочется рассыпаться в лести перед каким-нибудь толстозадом? По сравнению с республикой вытесняются из общественной жизни рабы. Во времена республики они были "квинтэссенцией плебса", перед ними заискивали. Во времена империи демократия разгромленна, перед народом заискивать больше нет необходимости. Народ отчаялся в возможности добиться справедливости борьбой, ищет убежища во внутренней независимости и маленьких кружках друзей. Он больше не интересуется судьбой государства и не желает его защищать, что и привело в конце концов (как одна из причин) к падению империи. Что-то мне всё это напоминает....
Как всегда у Штаерман, очень добротная работа. С некоторыми её выводами можно поспорить, но сам материал очень интересен.