Больше рецензий

19 мая 2017 г. 02:16

1K

5 Перезвон

У этой серии есть определённое время для перечитывания - начало мая. Уже можно выехать на дачу, но по вечерам надо растапливать камин. Потом сворачиваться в калачик на старом раздолбанном офисном кресле (два колёсика отвалилось и надо как угодно удерживать равновесие) и читать-перечитывать про интриги, магию и Волшебный Народец Зеи, пока майский снег намекает, что и в нашем мире разбушевался Бледный Властелин.

Если вы читали книгу и она не кажется вам похожей на Толкина, значит вы знакомы с Толкиным только по фильмам ПиДжея. В серии и Тёмный (Бледный) Властелин, и (спойлер) ещё более злой владыка за его спиной, артефакт, за которым гонятся прислужники тьмы. В следующих книгах поджидают назгулы-некроманты. Ну и эльфы, куды ж без них. Всё это по вкусу приправлено блэкджеком и шлюхами гомосексуальностью и городским фэнтези. Добавьте ко всему это великолепию ещё и тайную организацию и коктейль Энджина Радость готов.

В книге есть то сочетание, за которое я люблю серию о Бордертауне : ощущение древности, тайны, на которых прорастают новые города. Эльфы Энтони не ведут себя как прекрасные и чистые пафосные люди. Это народец, в легенды о котором не верят даже в волшебном мире Зеи. Эти существа, мелькающие на периферии сюжета - проказливы и сюрреалистичны. И в этом мне видится гораздо более глубокая и древняя правда, чем в любой иной интерпретации, так как магия несёт их, как море, подчиняющееся изменчивому ветру - логика, недоступная человеческому пониманию.

Мне жаль, что об Энтони знают единицы. Зарабатывая тем, что писал серийные книжки для разных франшиз (вроде Драгонленса и Форготтен Рилмс), он подпортил себе репутацию, а, порой, даже слегка вкус. Но сильно самому себя ему отравить не удалось. Первая часть "За гранью" легко бросает вызов Стивену Кингу. Небольшой городок Кастл-Сити, в горах недалеко от Денвера, куда приезжает на раздолбанном грузовике апокалиптическое шоу спасения брата Сая, со странным проповедником и не менее странными женщиной с девочкой: сестрой Миррим и Малышкой Самантой. А на утро владельцу бара Трэвису Уайлдеру, когда он будет проезжать по дороге рядом со сгоревшим детским приютом, где остановились странные постояльцы, послышится...

Позже, оглядываясь назад и уже зная, что и как произойдет, он пропустит сквозь сито памяти все загадочные события и отыщет среди них то единственное, с которого все и началось. Само по себе оно было столь незначительным и малоприметным, что он никогда бы о нем и не вспомнил, если бы не тот неоспоримый факт, что именно после него все начало меняться со страшной быстротой — и меняться необратимо.
Все началось с перезвона колокольчиков.

А в тот вечер в Денвере молодая и одинокая доктор Грейс Беккетт, которая проводит всё своё время в больнице и не имеет не только личной жизни, но даже желания её иметь, встретит в парке Малышку Саманту, даже не подозревая, кто она такая и о существование апокалиптического шоу. И эта встреча станет предвестником жутковатого события - в больницу привезут грабителя, который скончается на операционном столе и в груди которого обнаружится металлическое сердце. А потом кадавр оживёт и будет прорываться к выходу, сметая всё на своём пути... После, сидя в кабинете у полицейского инспектора, пока тот ненадолго выйдет, Грейс увидит, как в дверь входит симпатичный молодой человек, который представится Адрианом Фарром из тайной организации "Ищущих" и расскажет о заговоре людей с металлическими сердцами. Адриан исчезнет, вернётся полицейский и Грейс получит подтверждение, что у её собеседника железное сердце.

В любом процессе, в любой цепочке больших или малых изменений рано или поздно наступает момент, занимающий порой долю секунды, когда все, что произошло раньше, и все, что еще только должно произойти, находится в идеальном равновесии, как балансир, установленный на опоре строго в центре тяжести. Стоит отступить чуть назад, как неизбежно начинает доминировать хорошо знакомое прошлое. Но стоит продвинуться хоть на миллиметр вперед, как баланс изменяется в другую сторону, и ты начинаешь скользить, как с ледяной горы, навстречу неизвестному — все быстрее и быстрее, уже не в состоянии контролировать бег событий. Равновесие это крайне неустойчиво и, однажды нарушившись, почти никогда не восстанавливается. Поэтому, шагнув назад, часто теряешь шанс когда-нибудь сделать шаг вперед. Но и шагнув очертя голову вперед, почти наверняка лишаешься надежды на возвращение к прежним устоям и правилам игры.
И в этот миг, сама о том не подозревая, Грейс Беккетт оказалась средоточием центра тяжести установившегося между прошлым и будущим хрупкого равновесия.

А в это время в Кастл-Сити Трэвис Уайлдер убегает от высоких тонких фигур, залитых белым, неестественным светом...

А потом они переместятся на Зею. Когда-нибудь я всё-таки соберусь почитать Кинга и узнаю не снижается ли у него в "Тёмной башне" градус реалистичности, когда события перемещаются в фэнтези-мир (кстати, не надо грязи, "Тёмную башню" Кинг стал писать много позже, чем Энтони издал большую часть своей саги). Энтони опасности не избежал. Всё-таки требуется приложить очень много усилий, чтобы фэнтези не читалось сказкой. По сути, задав супер-реалитичное начало-ужастик, в первой книге Энтони задал сильный размах и проехал до финала (а страниц там порядка тысячи) практически на той же скорости. Именно первая часть - лучшая во всей саге (исключая шестую часть, которую я до сих пор не прочитала, потому что она не переведена). Видно, как автор выкладывается по полной. В следующих книгах подобное воодушевление он будет показывать только при введении новых персонажей и новых сторон быта жителей как Зеи, так и Геи. Но сейчас, в первой книге, всё новое не только для читателя, но и для автора. Ему хочется, чтобы персонажей было больше, эпизоды насыщенный, атмосфера гуще.

Трэвис встречает барда Фолкена, который берёт его с собой к королю Бореасу, собирающему совет королей. По дороге к ним присоединяются волшебница Мелия и её рыцарь Бельтан. Будут всё те же преследователи, возвращение магического наследия, прятки от фанатиков нового для этих земель Культа Ворона и даже совершенно готический эпизод с остановкой в старом полузаброшенном поместье. Половину всего этого великолепия можно спокойно выкинуть без ущерба для основного сюжета. Но в таком случае и потеряешь всё очарование этой книги, переполненность и почти интерактивность мира. Сама же Грейс попала как раз к двору короля Бореаса, где от неё потребовали стать шпионкой её величества на предстоящем собрании королей. И если вы считайте, что уже заранее предсказали все грядущие пейринги, то берите губу и тихонько закатывайте обратно. Кстати, упоминание гомосексуальности было не просто так, гомофобам читать книгу не рекомендую. В то же время, и это ещё одна причина моей любви, в книге нет нарочитости при появлении подобного вида отношений. Нарочитостью сильно грешат книги, написанные женщинами, потому что гомосексуальность проявляется либо линией "как в омут головой" - "а вот смотрите, какая я смелая, как сейчас скажу и вот я такая!", либо не менее тяжеловесное "уииии, ути-пути, эротика!" (это считаю даже более кошмарным, так как "ути-пути" и "эротика" для меня понятия не совместные). Энтони же в толерантность не играет, он действительно считает гомосексуальность вариацией нормы, а потому и нет ощущения впихнутой для привлечения читателей "клубнички" - обычные люди с такими же, как у всех, желаниями. И их в саге, кстати, не так уж и много. Но если даже слово "гомозиготный" вызывает у вас ряд неприятных ассоциаций, предупреждаю, что у вас с Энтони не срастётся.

Зима на Зее выдалась холодная, так как Бераш - Бледный Властелин, уже скоро вырвется из своей снежной тюрьмы далеко на севере. Гигантские врата между двумя скалами, не дающие Берашу выйти наружу, ныне сдерживает лишь одна руна. А из трёх камней силы, Бераш уже достал один. В королевстве же процветают интриги, любови, сплетни. Зачем верить в пробуждение древнего зла, когда есть дела поинтересней? Но хитрые люди с железками вместо сердец продолжают вести свою работу, пытаются разбить союз королей, чтобы они не объединились в единую армию и не смогли бы противостоять Берашу. Интриги, прекрасный образный язык и визуальная составляющая текста. И магия!

В принципе, это то, за что Энтони я люблю больше всего. После саги "Последняя руна" он стал выпускать сагу под именем Гален Бекетт (нет, то, что фамилия совпадает с фамилией Грейс - не совпадение), которую посвящал развитию магической системы викканства в викторианской Англии. И этот его ньюэйжевский настрой очень ощущается. Его чувственные описания природы, вдохновенность при мыслях именно о магии природы (магии женской), мысли по поводу более логической магии рун (магии мужской). И вкупе с заданной сначала линией мистики в нашем мире, магия у Энтони создаёт впечатление чего-то реального. Таинственного и реального. Но принадлежащего нашему миру, а не выдуманного для чужого.

И когда ветер играет со снежной бурей, которой не может быть, не должно существовать в мае, приятно открывать книгу и вместе с героями хотя бы и мысленно бороться с чёрной магией Бледного Властелина.

Ветка комментариев


Их хотя бы спецслужбы не сцапали Х_х


Если бы сцапали, был бы зачин хотя бы на продолжение. Даже Мэри с собой не взяли. Взяли бы Мэри, у меня не было бы претензий: цель приезда - найти Дику любовь. А так - по нулям.


Бюджет у них что ли кончился? *взгрустнул*


И это тоже. у них в конце третьего сезона были серии по красоте. У них играла та же девчонка, которая с Гордоном-Левиттом играла в любовь в "Десять причин моей ненависти" (фильм, который открыл дорогу в Голливуд и Гордону-Левиту, и Леджеру).
А потом деньги стали заканчиваться и вернулись писать сценарии одни те самые Хьюзы. А они сценаристы никакие. Меня и линию Салли+Дон бесила. Ну, плохой у вас актёр на роль Дона, поймите же наконец. Не смешно сто раз от шутки красотка+толстяк. Тем более, что у толстяка нулевая карта эмоций, он постоянно ходит со злобной рожей. Меня и в молодости эта линия бесила, так оно до сих пор и осталось. Но ещё были в четвёртом сезоне клёвые серии и потрясающие шутки ("Из-за таких, как вы, я хочу оставить актёрское мастерство и вернуться к своей первой страсти - к выпивке!"). А потом сдулись, так как Хьюзы шутки писать никогда не умели.