Больше рецензий

5 мая 2017 г. 11:07

1K

4

Это надо читать тем, кому 18-20. Впрочем, только тем, за кого решили папа-мама. Например, вы хотели стать переводчиком, а вас "запихнули" на экономический. И вы пошли. Или недавно у вас была свадьба с Машей (Васей) только потому, что пора/у неё (него) тоже есть недостатки/а больше не за кого, но на самом деле где-то, хотя бы в самой глубине души, знаете, что этот человек не ваш.
Возможно, эта книга позволит вам не проспать, не пропустить, не про***ть -дцать лет жизни.
Есть конечно опасность, что человек этого возраста беспечно отмахнется от книги, решив, что все еще впереди и это самое впереди полно шоколада, розовых лепестков и радужных пони.

Это надо читать в 35-40. Если вы живете своей жизнью, то просто еще раз порадуетесь тому, какая (какой) вы молодец, а заодно авторскому слогу. Если же вы не живете, а существуете, то возможно книга поможет вам найти мотивацию для того, чтобы хотя бы попытаться что-то изменить. Начать жить, а не существовать. Найти себя. Впрочем, вы можете сказать, что менять то, что есть, вам не на что, варианты выбора - это хаос и мрак, а в имеющемся существовании вы можете найти отдельные радости бытия и это уже очень и очень неплохо. Понимаю. Но все-таки прочитать советую, вдруг откроются новые грани радостей этого самого бытия-жития.

Это можно читать и в 60-65 (как, впрочем, и в любом другом возрасте, начиная от 18), это опять-таки либо будет повод порадоваться своей хорошо проживаемой жизни, либо погрустить об отсутствии стой самой волшебной мотивации. Вряд ли книга побудит к изменениям: сама по себе она совершенно не такой вдохновляющий стимул. Если уж вы ничего не поменяли в 30-40, то в 60 - что должно произойти, чтобы вы решились? Даже и не знаю...

А о чем же книга? Да о жизни и ее отсутствии.
Три главных героя: Дункан, Энни, Такер Кроу.

Дункан и Энни живут вместе по привычке. Они и сошлись только потому, что больше было не с кем, а они по мнению друзей друг другу подходили. И вот они вместе уже 15 лет. Эта парочка, глядя на которую бармен в захудалом заведении думает, что они не способны ни трахнуться, ни уколоться (по крайней мере Энни интерпретирует этот взгляд именно так). Как бы то ни было бармен прав. Не способны. Так же как и на многое другое: на взаимные чувства, откровенность, близость, желание родить ребенка. но есть одно большое НО.
У Дункана есть любовь всей его жизни: творчество и тайна исчезновения звезды рок-сцены Такера Кроу. Он главный кроувед и кроуведение - значительная часть его жизни. Сила компенсации рулит, впрочем Дункан об этом не задумывается. Его в целом устраивает жизнь с Энни, их секс по субботам, то, что она разделяет с ним любовь к Такеру... В общем, любви нет, но и не надо: все и так хорошо.
Грустно? Но вся соль в том, что Дункан - самый удовлетворенный жизнью человек из этой троицы.

Энни к своим почти сорока годам вдруг (бинго!) осознает, что 15 лет с Дунканом - это 15 лет псу под хвост. Ладно бы только Дункан! Так она еще и работала на работе, которая ей не сдалась ну вот ни на что. Как же я умилялась на то, что Энни во всей своей пассивности и плаванью по течению обвиняет Дункана! Какое сильное и прекрасное чувство непризнания собственной ответственности! Несмотря на это, у Энни появляется почти волшебный стимул изменить свою жизнь. Не скажу, что к лучшему: к неизвестному. Но когда все плохо, изменения - это хотя бы шанс на то, чтобы стало хорошо. И в общем-то Энни привлекает этот шанс в свою жизнь собственными действиями. Пусть и незначительными, но тут в голову нахраписто лезут набившие оскомину позитивистские утверждения типа "сделай хоть что-то и Вселенная повернется к тебе передом". Энни сделала. А потом делала еще и еще. Правда и Вселенная всё больше и больше поворачивалась к ней "передом".

Кроу. О, этот профукивал сою жизнь феерично. Алкоголизм, брошенные дети, безынициативность, брошенная сцена.... На момент рассказа у него рушащийся брак и пятилетний младший ребенок - единственный, кого он не бросил, а с любовью воспитывает. Но как выясняется родительско-детских отношений мало для счастья. Человек существо более сложное и только ролью отца удовольствоваться конечно может, но быть при этом в гармонии с собой - нет. Такер по сути, сделает то же, что и Энни - даст Вселенной шанс улыбнуться себе.

И вот знаете, Хорнби пишет так, что о чудесности некоторых встреч, совпадений и прочем как-то сразу и не задумываешься. То самое книжное "она один раз вышла из башни слоновой кости в мир и сразу встретила принца" не выпячивается. Выглядит органичным и если не "вполне", то хотя бы отчасти жизненным.

Она грустная, эта книга. Ведь даже если у героев все сложится хорошо, 15 лет существования уже не вернешь. Не превратишь их воду в вино жизни. Но одновременно она дает надежду. Не ту, которая сука-умирает-последней-убив-тебя, а ту, которая дает силы двигаться, что-то менять. Не смиряться как знакомые чудного психолога из этого романа:

"- Многие из тех, кого я знаю, несчастливы в супружестве, разочарованы. Или просто скучают.
- И?
- Но, видите ли, они всем довольны.
- Счастливы в своем несчастье?
- Да, они смирились."

Читайте или не читайте "Голую Джульетту" меняйте что-то в своей жизни или находите счастье в смирении, но помните, что когда-нибудь что-то менять будет уже совсем поздно. И если вы не любили, не отдавались с душой человеку ли, любимому делу, чувству... то вся жизнь была "чертовой потерей времени".