Больше рецензий

6 декабря 2010 г. 15:51

117

5

Книга была куплена совершенно случайно, когда мой взгляд невзначай выловил это броское название, написанное белыми буквами на чёрном фоне обложки книги, стоявшей на полке в гипермаркете «Карусель». Подкупило то, что это художественное произведение. Более того, вроде как и фантастика, историческая — новое направление.
Обожаю, когда так получается, что тебя озаряет на нечто совершенно незнакомое, и оно потом доставляет тебе лишь удовольствие. Поначалу меня немного напряг исторический стиль написания, но потом я так вчиталась, что буквально не хотела, чтобы книга заканчивалась! А я, право, даже самую интересную книгу стараюсь поскорее прочитать, получить, так сказать, результат. Конечно, фюрер в романе играет роль десятую. Вероятно, в название он был запихан как раз для того эффекта, который название оказало. Однако меня это ничуть не смутило.

Сюжет завязывается с того, что Савва Каратаев — сотрудник научного института недалёкого будущего, историк, специализирующийся на Германии, — отправляется в Прагу начала ХХ века с каким-то мелким заданием, но у него своя цель — стать невозвращенцем и отправиться в Германию того времени, о котором он столько знает. До Первой Мировой ещё есть несколько лет, до Второй — и того больше. Вслед за ним отправляют Вадима Нижегородского, дабы тот помог вероятно заблудившемуся сотруднику, но он не успевает вернуться в своё время и тоже застревает в прошлом. Заключив сначала соглашение, переросшее позднее в сотрудничество, соратничество и дружбу, они начинают наживаться на том, что знают ход событий, факты о которых они черпают из саввиного компьютера-очечника. Сначала по мелочам, делая заведомо выигрышные ставки в казино и на ипподроме, потом крупнее — заключая заведомо выгодные сделки и скупая прибыльные акции. В общем, они становятся весьма и весьма состоятельными людьми, проворачивают множество затейлевых афер, проживая по заведомо сделанным в институте документам немца Августа Флейтера и чеха Вацлава Пикарта. Тут и история с алмазом, и с гробницей Тутанхамона, и с гибелью Титаника. Казалось бы, они идеально подходят друг другу, ибо что делал бы тихий историк Каратаев без кипучей предпринимательской энергии Нижегородского? Последний — это просто некая лайт-версия Остапа Бендера. Он играет куда большую роль в романе, нежели его напарник, однако у меня сложилось впечатление, что автор всё же ассоциировал себя с Саввой Каратаевым, а не с Вадимом. Мне же Вадим с первых же минут представлялся выглядящим, как актёр Лив Шрайбер. У меня редко бывают столь яркие представления о том, как должен выглядеть персонаж. К слову, Шрайбер уже второй раз попадает в моём восприятии под книжный образ (первый — Виктор из «Гадких лебедей» Стругацких), даже не знаю, почему.

Поначалу компаньоны стараются не нарушать ход исторических событий, однако энтузиазм «Вацлава» не даёт ему спокойно осознавать, что где-то в Австрии сейчас юный художник Адольф живёт и не подозревает о своём предназначении. Тайком от коллеги Вадим знакомится с Адольфом и обманом заставляет того отправиться в плавание на Титанике, однако Адольф остаётся жив и даже пишет множество картин со сценами гибели парома. На этом Вадим не успокаивается и предпринимает несколько иные меры... В результате будущий фюрер всё же оказывается мёртв, из-за чего вся история летит к чертям, и герои решают тогда уж и Первую Мировую предотвратить.
Право, юный художник пусть и мелькает в романе всего пару раз, но описан так живо и... трогательно, что мне было его даже жаль. Ибо нечестно с ним.

Чувствуется, что автор романа — человек с хорошим историческим образованием да ещё и германофил, ибо в книге присутствует столько исторических деталей, имён, событий и мест, будто сам Курылёв пользовался каким-то магическим очечником или бывал в прошлом. Право, лёгкие намёки на фантастику — всего лишь приправа, делающая более удобоваримым настоящий исторический детектив! А поскольку мне никогда не поддавалась история по учебникам и документальным книгам, этот роман стал для меня способом занимательно погрузиться в историю. И, главное, так живо и захватывающе написано! Тут были и рыцарские ордены нацистов, и египетские раскопки, и покушение на эрцгерцога, и Гитлер в молодости... Как выяснила я позже, Олег Курылёв также является автором многих исторических книг о Третьем Рейхе, а также двух художественных исторических романов, один из которых («Руна смерти») я загорелась во что бы то ни было прочитать!