Больше рецензий

24 апреля 2017 г. 11:18

2K

3.5 Доктор, кого лечить - человека или общество?

Эту книгу я начала читать с четкой целью - понять, как можно отследить наличие СДВ у ребенка. То есть изначально была настроена на существование, а не мифичность данного заболевания. Первые две главы повергли меня в уныние и, если бы не полное отсутствие СДВ у меня, я бы точно устала от книги в начале и бросила её, уверовав в надуманность проблемы. Несмотря на то, что авторы настойчиво утверждают обратное. Но вплоть до третьей главы текст представляет собой примеры, примеры, примеры, чужие истории, которые можно объяснить тысячей разных диагнозов - и притягивание к ним СДВ за уши и прочие места просто дико раздражает.

— Люди с СДВ обожают все подытоживать, — рассмеялся я. — Это всегда так: «Перейдем к делу», «Что там дальше по телевизору?», «Куда делись котлеты?»

Господи, какие котлеты?
Я понимаю, что это популярная литература. Но, на мой взгляд, она плохо структурирована. Точнее, она организована так, чтобы ее было интересно читать больным с СДВ! Самая интересная информация для людей без этого диагноза, рассмотрение теорий возникновения и локализации СДВ, занимает последние 30 страниц книги. Из 600! Первые 100 страниц, как я уже сказала, конкретные истории. Их логичнее было бы поместить ближе к концу, как иллюстрации-примечание. Тогда они обрели бы смысл для всех, а не просто радовали узнаванием "своих". В середине книги тоже много лишних историй, но, по крайней мере, они чередуются с теоретическим материалом, рекомендациями, любопытными сравнениями.

С трудом прорвавшись через воду первых глав (а в идеале - начните сразу с третьей ;)), читатель наконец-то начинает вникать в том, что же такое синдром дефицита внимания. Не буду пересказывать содержание, напишу только о том, что меня заинтересовало.

Самым главным открытием для меня стало то, что этот синдром не всегда связан с гиперактивным поведением. Основные его симптомы - импульсивность реакций и очень сильная рассеянность. А переизбытка энергии может и не быть. То есть, если вы случайно наступили на ногу тихому мечтателю с добрыми глазами и он нецензурно высказал вам, какой вы слепой бегемот, потом отвернулся и задумался - не обижайтесь, у него СДВ. Можете и обижаться... он всё равно уже забыл о вашем существовании.

Во-вторых, так до сих пор и не выяснили, где же в мозге локализован этот синдром. И как он функционирует. Авторы приводят несколько теорий, в основном конкурируют две. Упрощенно: первая настаивает на том, что мозг больного не может воспринимать некоторые стимулы (дисфункия гм); вторая утверждает, что в мозг поступает слишком много сигналов, которые невозможно в таком объеме осознать. Автору, который сам болен СДВ, нравится больше вторая теория. Впрочем мне тоже, ниже поясню почему.

Как доподлинно "вычислить" СДВ тоже никто не знает. Он маскируется под десятки других диагнозов или даже просто под темперамент и характер. И зависит от настроения. И погоды. И уровня развития общества. И вообще.

И вообще от списка характеристик СДВ и целей лечения оного, у меня возникло чувство, что эта болезнь не столько проблема для носителя, сколько для общества.
Да, мозг больного чем-то отличается от образца, принятого за нормальный мозг. Например, он меньше глюкозы потребляет (это самый яркий на сегодняшний день пример качественного отличия).
Да, больной с СДВ часто забывает и хаотично двигается.
Но во всех многочисленных примерах (и здесь количество сыграло на руку)) дефицитнику - НОРМАЛЬНО! Часто даже хорошо. Он живет в мире с собой, просто по-другому получает и перерабатывает информацию. Все проблемы начинаются, когда больной с СДВ сталкивается с принятыми нормами и с общественными организациями. Плохо ему (и окружающим!) становится, когда ему не удается втиснуться в моральные критерии, правила быта, в одобряемое поведение. По сути это не отклонение, не дисфункция мозга, а несоответствие работы мозга направлению развития общества - социальная болезнь. Потому она и вырисовываться стала только в 20 веке.
В симптоматике СДВ есть такой пункт, как "способность к творчеству, скрытые интеллектуальные таланты" и, что греха таить, даже гениальность.

Хотя это и не доказано, Моцарт — хороший пример человека с синдромом дефицита внимания

И это показательный пункт ;) Гениальность, как известно, тоже не совсем одобряемое поведение в обществе.

В целом книга интересная, но затянутая.

Дальше...


Алексей Кортнев уложился бы в пару куплетов:

Мне говорил с удивлением
Директор детского сада:
«Пацан, ты чё, самый умный?
И чё те, больше всех надо?»

И встану я во весь свой рост невероятный
И я скажу в своей речи ответной:
«Спасибо всем, мне было очень приятно,
Всё дело в том, что я...
Никто не знал, а я...
На самом деле я — Бэтмэн...»

Комментарии


Ты интересно написала о книге. Но я знаю, что часто в научно-популярном бывает так, что отзыв лучше книги. Потому что четко и по делу.
И ладно бы расширился текст за счёт нюансов, но он же за счёт повторений расширяется.

Написала это и начинаю думать, что не хватает мне обычно баланса между академическим текстом и научпопом.


Саш, ну тебе-то в научпопе точно ловить нечего, так что и баланс искать бессмысленно. Для себя поняла, что поп должен быть исключительно из области, в которой я ничего не смыслю. Порчитал, ничего не понял, чувствуешь себя адекватно)))


дефицитнику - НОРМАЛЬНО! Часто даже хорошо. Он живет в мире с собой, просто по-другому получает и перерабатывает информацию. Все проблемы начинаются, когда больной с СДВ сталкивается с принятыми нормами и с общественными организациями


А это прямо вот универсальное. Зачастую тем, кто отличается от большинства, бывает нормально. Но столкновение с окружающими, с социальным встраивает тебя в иерархическое и вот тут ты понимаешь не столько, кто ты именно, а то, что ты – неправильный и плохой.


Справедливости ради, надо отметить, что при СДВ бывают и действительно тяжелые сопровождающие проблемы. Например, нарушения, связанные с овладением языком, и устным и письменным. Только это именно сопровождение. Может быть, а может и не быть. Это нарушения просто будет сложнее корректировать, если у ребенка еще и СДВ.
Вообще-то язык тоже социальное явление)) И, строго говоря, языковые проблемы тоже можно назвать "горем от ума" - болезнями от общества.


Каждый раз, когда знакомые молодые мамы жалуются на СДВ (или его признаки) у своего ребенка, я настоятельно советую посмотреть выступление Ken Robinson "Do schools kill creativity" на Ted конференции 2006 года. И вам настоятельно советую. Его пример о девочке, хотевшей танцевать, настолько прекрасен и показателен, что заставляет задуматься: "кого лечить - человека или общество?"


Спасибо, надеюсь, с переводом можно найти, а то английский мой не ахти.
Я, правда, в СДВ никого в семье не подозреваю))) Только хочу иметь представление, на что обращать внимание.


на сайте ted.com можно включать это видео с русскими субтитрами) или, кажется, теперь они автоматически на территории России включаются. в общем - там удобнее всего)


Таких книжек, написанных часто доморощенными психологами, сейчас пруд пруди.


Да вроде авторы - длительно практикующие психологи ) Один даже сам с СДВ.


Судя по тому, что они пишут, - длительно практикующие шарлатаны.


Шарлатаны, потому что плохо описывают СДВ - или потому что СДВ - миф?


Медики не признают этого термина.


Но в МКБ-10 он всё-таки входит


Где здесь СДВ?
http://mkb-10.com/?pid=4001
СДВ, по сути, - не диагноз, а одна из особенностей психики. Может относиться к различным заболеваниям.


F90 - гиперкинетические расстройства. Хотя до вневозрастного СДВ их не расширили, оставили в подростковом возрасте )

СДВ, по сути, - не диагноз, а одна из особенностей психики

Мнение понятно. У авторов книги оно иное. Они стараются объяснить, что СДВ имеет начало в мозге всё-таки. И некоторые исследования-доказательства приводят. Они убедительные. Но их мало. И, прямо скажем, косвенные. Но есть))


Могу добавить, что этот "синдром" присущ едва ли не каждому 3-4-человеку. Особенно это заметно у детей, подростков. Потом, с возрастом, это проходит.


Если это особенность возраста, то проходит. Если характеристика личности, так может и не пройти, но измениться, например. А если всё-таки качественное нарушение, то синдром и не пройдет. Другое дело, что пока никто не вычислил, в чем конкретно заключается "качественность" нарушения при СДВ и где она локализуется.


1. Книга издана в 1994 - если интересно, что сейчас с ADD происходит, читайте периодику, например Lancet Psychiatry.
2. Да, диагностика вызывает вопросы, но препараты для медикаментозной терапии из первого ряда на здорового человека и с синдромом действуют по разному! С синдромом - помогают сосредоточится, вы же "улетите" от одной таблетки, не поймаешь))
Врачи диагноз не признают? Это только в российской практике. В международной практике критерии диагноза определены в DSM-5 и в IDC-11 (МКБ-11, опубликуют в январе 2019).


А какие симптомы у этого заболевания? Почему тебя эта проблема так заинтересовала?


В том-то и дело, что симптомы там такие, что их с чем угодно спутать можно. Простое перечисление смысла не имеет, надо смотреть в комплексе, во времени, в сравнении с одногодками и прочее)
Не скажу, что эта проблема интересует меня больше, чем любая другая))) Попалась книжка на глаза, прочитала ;)


Жизнь однажды заставила меня взяться за поиски решения проблем с СДВГ-ребенком (нет, не моим). Так что для меня СДВГ - не миф изначально. Я сперва познакомилась с проблемой во всей её красе, и только потом с теорией и практикой на эту тему. Сейчас сама могу консультировать))). Хоть это совсем невесело.
И, - да, ваш посыл на тему "ему-то хорошо, это нам с ним плохо" абсолютно точен.
Что же до медицины, которая не может понять мозговых механизмов этого заболевания, так это, душенька, потому, что "мозг" как описательная модель полное гуано.
Но менять эту модель никто пока не собирается. Значит, родителям детей с СДВ(Г) придется пробавляться не системным знанием, а обезьяньими наработками "методом тыка" да разными по большей части предположениями. (Слава богу, хоть такие наработки есть!)
Честно сказать, я прям стойку сделала на заголовок этой рецензии. "Мне бы тоже почитать") Но содержимое меня быстренько "охолонуло".
Чудес не бывает, вот так.