Больше рецензий

Гордеева Ольга (Beatrice_Belial)

Эксперт

Литературовед, герменевтик.

15 апреля 2017 г. 12:43

2K

5

Николай Васильевич был неизменно и томительно скрытным в своих произведениях. Порою задумываешься, о чем же он писал на самом деле и, перебирая в уме десятки различных теорий, ловишь себя на мысли, что едва ли приблизилась хоть на миг к понимаю загадки Гоголя. Данная повесть не исключение. «Портрет», наделенный значительной властью, многое таит в себе, но что-то из того, что он рассказал, я все же сумела уловить.

Основные темы повести- иллюзорность мира и наших желаний (сны во сне), определение истинного предназначения, обретение призвания и осознание подлинной силы и значимости искусства. Помимо этого, с точки зрения психологии раскрывается также и тема одержимости неким предметом, развиваемая Гоголем и в «Шинеле».

Главный герой "Портрета" - художник. Простой? Едва ли. Одна из основных мыслей по поводу Чарткого- он действительно одаренный человек, его талант реален, он был рожден чтобы сказать свое слово в искусстве и это раскрывает тему ответственности одаренных людей перед искусством, как неким божеством, светилом (которое, единственное, быть может, и оправдывает существование человечества). Но готов ли Чартков к исполнению своей миссии? Не продаст ли он свой талант за деньги и славу?

Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое; вспышками и мгновениями его кисть отзывалась наблюдательностию, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе. «Смотри, брат, — говорил ему не раз его профессор, — у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Тебя одно что-нибудь заманит, одно что-нибудь тебе полюбится — ты им занят, а прочее у тебя дрянь, прочее тебе нипочем, ты уж и глядеть на него не хочешь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец. У тебя и теперь уже что-то начинают слишком бойко кричать краски. Рисунок у тебя не строг, а подчас и вовсе слаб, линия не видна; ты уж гоняешься за модным освещеньем, за тем, что бьет на первые глаза. Смотри, как раз попадешь в английский род. Берегись; тебя уж начинает свет тянуть; уж я вижу у тебя иной раз на шее щегольской платок, шляпа с лоском... Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант. Терпи. Обдумывай всякую работу, брось щегольство — пусть их набирают другие деньги. Твое от тебя не уйдет».

Деньги становятся для него (как и для многих) камнем преткновения и герой оказывается не в силах противостоять искушению. И тут мы подходим к самым главным элементам повести – таинственному портрету старика и не менее таинственным снам главного героя.

Портрет является и магическим предметом (тем самым, который наделен сверхъестественной силой), и предметом одержимости главного героя, и его же проклятием. Ждавший именно определенного хозяина, своего особенного обладателя и готовый служить ему, портрет словно бы наделен собственным разумом.

Описание портрета.

Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм. Как ни был поврежден и запылен портрет, но когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью. Когда поднес он портрет к дверям, еще сильнее глядели глаза. Впечатление почти то же произвели они и в народе. Женщина, остановившаяся позади его, вскрикнула: «Глядит, глядит», — и попятилась назад. Какое-то неприятное, непонятное самому себе чувство почувствовал он и поставил портрет на землю.

Красный свет вечерней зари оставался еще на половине неба; еще домы, обращенные к той стороне, чуть озарялись ее теплым светом; а между тем уже холодное синеватое сиянье месяца становилось сильнее. Полупрозрачные легкие тени хвостами падали на землю, отбрасываемые домами и ногами пешеходцев. Уже художник начинал мало-помалу заглядываться на небо, озаренное каким-то прозрачным, тонким, сомнительным светом, и почти в одно время излетали из уст его слова: «Какой легкий тон!» — и слова: «Досадно, черт побери!»

Далее рассмотрим тему «снов во сне». В «Портрете» Гоголь идет дальше многих и показывает читателю сразу три сна, которые, как матрешка, скрыты один в другом. Это открывает нам тему иллюзорности всего происходящего вокруг героя и реальности (мнимой или настоящей) его жизни. Реальности с точки зрения как обыденной (т.е. бодрствовал он или спал), так и точки зрения метафоры настоящего и декоративного (иллюзорного) искусства. Проснулся ли Чартков от своего сна? На мой взгляд, окончательно только в конце повести, когда портрет "указал" ему на его ошибки и одержимый завистью к подлинному искусству, герой принялся уничтожать настоящие шедевры. Его же собственная жизнь вся стала как бы сном, находясь под властью денег и одержимости славой, Чартков забыл и о себе и об искусстве, предал все и (в интеллектуальном и духовном смысле) так и продолжал спать. Это не просто поучительная история о том, что деньги и слава - не есть цена истинному искусству, это история о том, как наше восприятие реальности и ее определение, понимание подлинного бодрствования (интеллектуального и духовного) определяет многое в наших жизнях.

Трижды Гоголь заставляет Чарткова думать, что он уже проснулся в то время как герой все еще продолжает спать. Каждый из этих трех раз обнаруживая по тем или иным причинам иллюзорность происходящего (т.е. понимая, что он спит) Чартков снова «просыпается», на самом деле переходя на еще один уровень одного большого и бесконечного (как кажется) сна. Желания героя, его одержимость деньгами, его тщеславие, его амбиции кочуют с ним из сна в сон и в тот момент, когда герой уже окончательно проснулся, оказывается, что он впутался в опасную игру со своим собственным талантом и искусством и едва ли сам понимает насколько она серьезна. Это ли пробуждение? О чем Гоголь рассказал нам? Спим ли мы? Каждый из читающих эту рецензию, вероятно, сейчас без сомнений ответил себе, что не спит, но… откуда вы знаете?

Спасибо antonrai за вдохновение:)

Комментарии


Самое любимое моё произведение у Гоголя)

Спим ли мы? Каждый из читающих эту рецензию, вероятно, сейчас без сомнений ответил себе, что не спит, но… откуда вы знаете?

Такой же вопрос у меня часто возникает, но не относительно сна, а относительно смерти) или еще очень часто бывает ощущение, что всё, что сейчас происходит - это всего лишь воспоминания, будто мне очень-очень много лет и я пересказываю события своей жизни другим людям.


Ань, у тебя очень интересный взгляд на подобные вещи:) Я тоже иногда чувствую что-то подобное, особенно в части

всё, что сейчас происходит - это всего лишь воспоминания, будто мне очень-очень много лет и я пересказываю события своей жизни другим людям.

У меня иногда (частенько) бывает еще ощущение, будто у меня вообще очень много воспоминаний и я постоянно вспоминаю что-то новое, т.е. узнавая что-то вроде бы новое, у меня бывает чувство, что я уже об этом знала раньше, только не помнила:)) Сегодня вот и вовсе видела яркий, красочный и мощный "исторический" сон, словно в прошлом побывала. События происходили в 17 веке:)


Наверное интересный взгляд, не задумывалась) самое частое определения меня едва знакомыми людьми было "странная"))) потом я просто перестала об жтом говорить людям другим о своих ощущениях, которых - океан))

Расскажешь сон? Часто путешествую во снах по разному времени и разным странам)


У меня путешествия во времени во снах не слишком часты:)) Это была сцена боя во время масштабной военной кампании, кто с кем конкретно воевал не скажу, потому что там много намешанных деталей, но все было очень эпично и красочно. Я сама не сражалась, а как бы наблюдала со стороны:)


Эх, а я бы поучаствовала))


Был бы у меня конь, броня и меч, я бы тоже с удовольствием поучаствовала)) Но конкретно в этом сне я была такая девушка девушка, которая в войну не может)))

А однажды мне приснился очень интересный и красивый сон со смешением стилей, т.е. было время где-то конца 17-первой половины 18 вв, но со стилизацией под первую половину 19 века ( в плане одежды например), было ТАК красиво, что словами не опишешь и очень эротично. Классный был сон, один из моих самых любимых за все время. Я ж 19 век просто обожаю, в том числе и в плане одежды, моды и все такого.

А ты в какие века во снах путешествуешь и в какие страны? Наверняка уже побывала в Шотландии и Ирландии? )


Интересная у тебя жизнь:) Мне, правда, и так кажется (сужу по своему примеру), что больше 35 - это уже много-много лет, с воспоминаниями исключительно в пределах этого тридцатника с хвостиком:)


В ощущених не о 35 речь, а будто лет за 80) и будто каждый день подробно пересказываю) всё время ощущение, что всё сейчас происходит, это было далеко в прошлом, а теперь просто рассказываю) нереальность какая-то) думаю верно, что не существует прошлого, настоящего и будущего. Времени нет) то, что было давно, это есть сейчас) но тема хоть и очень меня интересующая и волнующая, но долгая) а вообще любопытно, у кого еще какое существует восприятие времени)
Или то же ощущение нахождения будто в параллельном мире) кто знает, насколько реально всё то, что нас окружает) может этого всего на самом деле нет) или часто бывает, что смотришь на людей и можешь чувствовать и видеть их глазами) например, гладит кто-то собаку, а ты будто перемещаешься в этого человека и перенимаешь навремя все его пять чувств и чувствуешь какая например на ощупь шерсть этой собаки) или мотоциклист заводит мотоцикл) и так все время)


А мне уже за 100 похоже перевалило:))) Очень согласна с тобой по поводу "времени нет", тоже часто думаю об этом.


Ну я про "за 100 перевалило" я уже побоялась говорить))


Мне как-то с этой бы реальностью разобраться, прежде чем в параллельную заглядывать... Вполне с меня хватит:) Наверное, приземленный я человек.


Спасибо за посвящение - очень приятно! Рад, что уже в своих рецензиях уже и "Портрет" охватила. Ну, так-то мы, уже действительно "Портрет" обсудили, так что тему сна и яви я тут уже не буду затрагивать. А вот еще интересна тема совмещения ангельского и демонического начала в творчестве. По Гоголю высшее в искусстве как раз достигается при отходе от демонического и полного "подчинения" ангелическому. А я вот в этом мягко выражаясь не уверен.

Не удержавшись, в конце все-таки скажу, что в буквальном смысле все правы, понимая, что они не спят, читая эту рецензию:) А вот спят или не срят они "по жизни" - это вопрос посложнее.


А вот еще интересна тема совмещения ангельского и демонического начала в творчестве. По Гоголю высшее в искусстве как раз достигается при отходе от демонического и полного "подчинения" ангелическому. А я вот в этом мягко выражаясь не уверен.

Как любопытно. А я вот придерживаюсь противоположного мнения:) Я же говорю, попробуй пойми, о чем он писал.

Не удержавшись, в конце все-таки скажу, что в буквальном смысле все правы, понимая, что они не спят, читая эту рецензию:) А вот спят или не срят они "по жизни" - это вопрос посложнее.

Когда писала так и подумала, что ты это отметишь, но тоже в свою очередь не удержалась:))

Спасибо тебе за очень интересное обсуждение этой темы иллюзий и реальности, снов и бодрствования. Это было познавательно для меня, думаю, что и для тебя (хоть в какой-то степени) тоже.


Да не за что... А противоположного - то есть что именно демоническое начало доминирует в искусстве?


Ну ты пишешь, что по Гоголю высшее в искусстве достигается при отходе от демонического, а на мой взгляд, именно по Гоголю высшее в искусстве и вообще во всем достигается как раз при максимальном приближении к демоническому. И я стою на этой версии твердо:)


Да, по идее кому-кому, а Гоголю именно такая позиция и должна бы быть близка (приближение к демоническому), но в нем также живет явственное желание святости, а талант при этом у него действительно демонический. Вот и получается, что в том числе и в "Портрете" это противопоставление себя проявляет...


А вот эти пояснения вносят ясность в ранее озвученную твою позицию. Про "явственное желание святости" у него я не стану комментировать, поскольку сама еще не определилась со своей оценкой по этому вопросу, а вот то что талант у него демонический- это несомненно:) Но то, что кто-то из читателей принимает за "желание святости" у Гоголя запросто могло быть чем-то иным. Это просто выглядит так, но что кроется в сути? Ответы частично в "Мертвых душах". А про "Портрет" у меня вообще есть одна ключевая теория, но я ее не оглашаю ни в рецензиях, ни в комментах, потому что слишком уж ею дорожу. Может быть, как нибудь у нас в философских обсуждениях зайдет речь о подобном, тогда я и "расколюсь", но не сейчас:))


Обязательно дождусь, пока не расколешься. А то и сам расколю:)


Ну вот когда я дождусь твоих откровений про Дориана, тогда и обсудим:)) Обещал же:)


Все, отныне более ничего не обещаю:) А то только нарушать приходится... а как не обещаешь, то все само собой и делается:)


Ладно, ты хоть выздоравливай теперь:)) А то не успел вернуться, а его уже задергали тут:)


Да, уже почти, но еще не совсем:) Надо довыздороветь еще немного.


Спасибо за рецензию. Теперь хочется перечитать повесть. Добавил в своё время в любимые, а в памяти лишь смутные воспоминания, как сон). Сейчас читаю по Набокова и хотя он отрицает влияние Гоголя, читая рецензию вспомнил, что жизнь как сон у него в "Лужине" присутствует.


Спасибо за оценку рецензии:) Эту повесть очень советую, там и помимо снов много всего интересного. это одна из лучших вещей Гоголя.


Каждый из читающих эту рецензию, вероятно, сейчас без сомнений ответил себе, что не спит, но… откуда вы знаете?

Я не сплю, а кот у меня на плече спит, это да)) Если уж про сон, то это надо читать "Нос")
Рецензия хорошая, спасибо! Послушайте лекцию Ужанкова про "Портрет", тоже любопытно.


Спасибо:) Работа о "Носе" еще только планируется мною, произведение крайне интересное и заслуживающее глубокого анализа. А пока, если есть желание, на тему творчества Гоголя можете почитать мое небольшое исследование "Вия"))

Лекцию Ужанкова слушала, весьма интересно. У него вообще есть достойные лекции по творчеству наших классиков.


К сожалению, я ещё не прочитал "Вия". Это + "Места из переписки с друзьями" = то, что ещё не успел.

Да, про Ужанкова Вы правы. И даже хочется чуть ли не начать изучать древнерусские тексты и жития святых, о которых он тоже рассказывает.


Не читали "Вия"? Но это же школьная программа, просто забыли скорее всего:)) Тогда быстро читайте, шикарная повесть:) "Места из переписки " читала, произведение крайне необычное и любопытное.

Я думаю в случае с древнерусскими текстами лучше ограничиться лекциями Ужанкова для начала, они очень информативные и не скучные, а потом уже можно и к текстам подступаться:)


У всех школьная программа разная, я не припомню "Вия" в своей... Читал классные журналы разных возрастов в разделе "Литература" и понял, что за 10 лет программа не стоит на месте.
У меня есть томик из собрания сочинений, так там всё прочитано, кроме "Вия" (просто нашёл его недавно). Вот закончу Маяковского, и вполне может быть, может быть...)

Я и говорю "чуть ли не") Увлекаешься - и тут же понимаешь, что пока что за подобную литературу лучше не браться.


Спасибо, прекрасная рецензия! Как все-таки очаровательна тематика гоголевской дьяволиады. Соберусь как-нибудь перечитать, читала еще в школьные годы, но забылось совершенно...


Спасибо) Очень советую перечитать, если будет желание, потому что во взрослом возрасте вы увидите совершенно новые грани творчества Н.В.


Согласна на 100%, так как уже многие книги перечитанные после школьных лет, воспринимались совершенно по другому (в принципе, оно понятно почему). )