Больше рецензий

7 апреля 2017 г. 14:32

410

3

Большинство людей оценивают книги, исходя лишь из следующих параметров: 1) насколько происходящее «интереснее» их обыденной жизни (по сути, это сюжет, необычная обстановка, необычные герои); 2) насколько поведение главных героев совпадает с их собственным (при этом, конечно, мало кто считает себя нытиком/неудачником/посредственностью). Вот «Уилл Грейсон»: среднестатическая американская школа – не Средиземье, не Хогвартс, не Дом-в-котором; обычные американские дети – не Фродо, не Гарри Поттер, не Курильщик; будничные для пригорода события – никто не несёт кольцо в Мордор, не выискивает крестражи, не живёт в вымышленном мире. Происходящее в принципе мелко.

Но разве не мелки наши обычные, маленькие жизни? И разве нет разницы между происходящим и содержанием?..

Эта книга, конечно же, о взрослении. О падении и парении. О том, как сложно каждый раз наблюдать крушение собственных иллюзий. О том, как приходится делать выбор. О том, как необходимо мириться с несовершенствами и жить дальше. О дружбе. О поисках себя. О совпадениях.

В центре повествования – два парня с одинаковыми именами, два Уилла Грейсона. Оба в начале книги несколько «неопределившиеся» - ни в собственной ориентации, ни во взглядах на жизнь. И оба проходят сквозь ряд событий, в конечном итоге позволяющих им причислить себя к категории young adult, а не big kid.

Книга легко разделяется (зачастую даже разваливается) на две части: одну писал Джон Грин, другую – Дэвид Левитан. Взаимодействие авторов чётко видно в «совпадениях», неких сюжетных перекличках, но, к сожалению, на этом заканчивается. Вклад Грина в роман кажется доминирующим: его история более самостоятельна, более продумана – и она вполне могла бы существовать без вставок от Левитана. Последний же несколько схалтурил: его Уиллу Грейсону явно не достаёт мотивации («Чё хмурый такой?»), его второстепенные персонажи вышли абсолютно безликими (сравнить хотя бы Тайни и Мору), его единственный языковой приём (писать всё с маленькой буквы) надоедает после первой же главы. Но самое главное – развитие центрального персонажа у него во всех отношениях вымученное. Разговоры по душам с мамой, извинения перед Морой, дружба с Гидеоном – всё это происходит внезапно, без каких-либо предпосылок. Как будто в один прекрасный день гормоны просто утихают, и без них наступает моментальное «просветление».

Грин в этом плане куда внимательней относится к самому процессу изменений: его история полна нюансов, мелких деталей, которые в конечном итоге складываются в феномен взросления. Его Уилл Грейсон умеренно обижен на мир, и каждая причина расстройства чётко обозначена: он не может найти в себе силы духа, всё время оказывается кем-то ведомым; он не может понять, что чувствует к Джейн, потому что не зациклен на сексе, но в то же время не готов ступить на неизведанную почву взрослой, большой любви; он не может разобрать и свои отношения с Тайни, который постоянно лезет не в своё дело, но в то же время обладает не только большим телом, но настолько же большим сердцем.

Тайни, пожалуй, самый яркий персонаж книги и к финалу затмевает собой обоих Уиллов Грейсонов вместе взятых. Он настолько живой, что буквально выпрыгивает со страниц книги и требует, громогласно требует – хотя бы ради него одного – сделать-таки экранизацию. Ведь, по сути, именно он склеивает две разные книги воедино, именно он появляется в обеих частях, и именно он является резонёром в финале. Именно он говорит всем несчастным, потерянным Уиллам Грейсонам, что нужно не бояться падать, ведь падение так похоже на полёт… Именно он, с его бесчисленными бойфрендами, расставаниями и энтузиазмом (вопреки всему), внушает надежду, что извечный алгоритм try-error однажды приведёт к тому самому.

Что приятно, тема гомосексуализма ни Грином, ни Левитаном не педалируется, хотя данная книга получила известность именно как первая ласточка в жанре young-gay-adult. Несмотря на то, что Тайни – ходячее гей-клише, а оба Уилла Грейсона так или иначе посматривают на «ту» сторону, проблематика романа заключается отнюдь не в их ориентации. Просто сексуальное самоопределение – одна из составляющих взросления в принципе, и иногда между заявлениями «Я – гей» и «Я доверяю своей маме» действительно мало разницы. И каждый из нас, Уиллов Грейсонов, на определённом этапе своей жизни должен был найти в себе голос, встать и сказать: «Я…» И слиться в радостном резонансе с другими такими же, определившимися, бесконечно благодарными своему личному Тайни.

В общем и целом, роман, конечно, не сравним с мастодонтами классической литературы, да и в современной литературе найдутся произведения куда ярче, куда продуманней, куда красивей в языковом плане. Однако, Грин приятно выделяется на фоне коллег по жанру young adult хотя бы своей добродушной самоиронией и неплохими метафорами. Оригинальный текст вызывает улыбку, как минимум, каждую страницу, а сама книга проглатывается буквально за несколько часов. И разве не этого мы ищем в литературе?