Больше рецензий

4 апреля 2017 г. 18:07

567

2

Была бы моя воля, то оценки у данной книги с моей стороны не было бы. Однозначно, книга мне не понравилась. Но и плохой ее назвать не могу. Безликой - да. Шаблонной - о да! Плохой - нет.
В данном опусе есть два очень неравнозначных слоя. Первый - реальная история несчастной женщины, история сильная и пугающая каждого адекватного человека. Второй же слой - коммерческий, попсовый налет, необходимый, чтобы эту историю продать. Он неизбежен, литература много десятилетий как не является искусством, прочно осев в нише бизнеса. Но порой тот слой куда толще самой трагедии. И каждый из них имеет свои недостатки.
Во-первых, первую половину книги сочувствовать Жаклин не получалось при всем моем желании. Я не видела в ней жертвы обстоятельств, покалеченной современным жестоким обществом девочки, которой она так стремится себя показать. Зато в тех фразах, что редактор пропустил в печать неошлифованными, я вижу капризную не в меру эгоцентричную европейку. Из тех, что тычут пальцами в национальные наряды и ржут аки кони над всем хоть каплю на них непохожим. Стенания в духе "я с детства была не такой,как все и укрывалась в книгах, знания давали мне упокоение" (какое "свежее" клише!) внезапно сменяются нытьем "я не знала, что мусульмане носят такую неудобную и некрасивую одежду, меня, бедную, заставляли учить историю и традиции страны, где я живу". Несколько противоречиво, не находите? Всю ту самую половину Жаклин так отчаянно виляет нам хвостом и скулит, выдавливая слезу, что настоящей трагедии - тирании супруга, кошмаров домашнего насилия и молчаливом сокрытии всего этого окружающими, как-то и не видно. Ну не могу я отождествлять себя с человеком, который после описания великолепного обряда, идеального образчика синтеза мусульманской и традиционной культуры, презрительно делает вывод "Варвары!". Попсовый налет тут едва заметен, а шаблоны даже необходимы, чтобы хоть как-то вовлечь массового читателя и удержать его внимание.
Вторая половина не спасает положение. Да, я наконец прочувствовала горе покинутой матери, да, личная трагедия вышла-таки на передний план, но... штампованность написанного погребла личность и стерла ее со страниц. Автор и маркетинговый отдел отчаянно перетягивают одеяло - ей хочется похвастаться новым мужиком, к истории не привязанным от слова совсем, им - продать слезливую драму. Во всем том навозе отчаянно проклевываются росточки той самой истории, что имела место быть - горькие фразы о супе, принесенном соседями, велосипеды в коридоре, иррациональные фобии и мании отчаявшейся матери. Это трогает, берет за душу, проникает в тебя. Точнее пытается, так как неизбежно оказывается смыто волной дешевой голливудской мелодрамы. Тут и коварство журналистов (автор как-то быстро забыла, что сама зарабатывает на жизнь тем же) и пафосные монологи из серии "яжмать", и навязчивая и неуместная реклама известных шоколадок. Вот последнее меня вывело из себя. Ей-богу, описанию последних слов детям уделяется меньше места, чем этим сладостям. И дурное наследство первой половины - "я". Это не книга о поисках, о глобализации и вечных ценностях. Это книга о Жаклин. Все остальное - фон, автор отчаянно просит любить, жалеть, восторгаться только ей. Даже дети выглядят декорациями. Чья то заслуга - автора или редакторов, не знаю. Но гадостный привкус после прочтения остается.
Повторюсь, я никому не советую эту книгу. Она могла была быть удивительной, благо, что история яркая, но близкая каждому. Но вышла все же скопищем штампов, пиара и евроцентризма. Ее скучно читать. Радует, что слог легкий и бльше двух дней у вас на нее не уйдет.
Знаете, проводился пару лет назад эксперимент - искусственный разум написал повесть на основе анализа типичных и самых читаемых современных аналогов. Говорят, даже на конкурс какой-то прошла, не заметили подмены. Так к чему я - если бы тому же компьютеру дали базу современных любовных романов о "сильной и независимой, но ранимой внутри", то он выдал бы "Как я была принцессой", слово в слово.