Больше рецензий

Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

22 марта 2017 г. 11:33

653

5

Еще с самого нежнейшего возраста у меня обнаружилась порочная склонность считать себя не таким, как все прочие простые смертные. И посмотрите, как блестяще мне это удается.

Если при чтении книги вас сходу начинает воротить от упоминания задниц, испражнений и прочих ковыряний болячек, задумайтесь - не стали ли вы жертвой блестящей манипуляции? Попасться на крючок чужого эпатажа и встроиться в заданную автором систему восприятия "фу-фу-фу, какая гадость!" - самое простое, что можно сделать при чтении этой книги. Продраться сквозь "гадости" к человеку, который многие годы успешно возводил себя и свое искусство в абсолют - куда сложнее.

"Дневник" Дали, конечно, эпатирует до крайности. С маниакальной настойчивостью художник рисует эгоцентричный автопортрет, построенный на противопоставлении себя обществу и доказательстве собственной гениальности вместе с правом вести себя так, как ему заблагорассудится. Порой он расписывает весь день в мельчайших подробностях, вплоть до количества приземлений мух на его обнаженное потное тело во время работы над очередной картиной. Иногда обходится кратким указанием на значимые события и очередным любовным излиянием в сторону божественной своей Галы. Подчас и вовсе ограничивается одним-единственным предложением меткой критики ("Бретон: столько лезть на рожон - и отделаться легким испугом!").

Самое интересное, что стоит вчитаться в этот текст, как понимаешь, насколько НЕ безумен был его автор. У него цепкий ум, он легко подмечает мельчайшие нюансы чужого поведения и мотивации и облекает их в хлесткие выводы ("Ко мне с визитом заявились два господина, оба инженеры по профессии и идиоты по образу мыслей"). Да, безусловно, он рисовал до ненормальности странные вещи, однако вся его символика довольно архетипична, а увлеченность носорожьми рогами выглядит ничуть не более оторванной от реализма, чем работы прочих представителей современного искусства - с остервенением ломавших стереотипы и вечно рвавшихся выскочить подальше за пределы очерченного общепринятыми канонами классики поля художественного восприятия.

Впрочем, обнаруживается при чтении и занятие поинтереснее, чем гадать, насколько сумасшедшим был Дали.
С каждым новым описанным им днем всё больше занимает мысль о том, каков же он был на самом деле и почему. Самовлюбленный чудак, разрешивший себе всё, поскольку искренне считал себя гением? Или просто умелый актер и пиарщик, творивший всякие непотребства исключительно ради денег?

Меня все чаще называют мэтром, но самое гениальное, что все мое мастерство идет исключительно от ума.

Принимая во внимание безусловную его адекватность по части восприятия ключевых аспектов действительности, смею предположить, что это был чудак, получавший несказанное удовольствие от того, что чудит он в том числе и ради денег. Довольно тонкий, вечно сомневающийся и ищущий совершенства, прежде всего в собственной работе. Любимец не только далекой от него публики, но и близких - вплоть до прислуги (меня восхитило, как легко воспринимает его закидоны некая Розита). Персонаж в большей степени трагический, чем комический, именно благодаря этому постоянному отчаянному крику: "Любите меня! Я гений! Я такой необычный!"

Можно было бы подумать, будто мы присутствовали на опере начала нашей жизни, но ничего подобного... Занавес даже еще не поднимался. И один только этот занавес, если его использовать с умом, ценится на вес золота!

Приятного вам шелеста страниц!