Больше рецензий

noctu

Эксперт

Эксперт продавленного дивана

20 марта 2017 г. 20:36

2K

Вступая в воды Льосы, трудно было предугадать то, что ожидало впереди. Образ реки - это первое, что приходит в голову при описании общих ощущений от чтения. Льосу можно сравнить с рекой тихой и вялотекущей на поверхности, но со многими опасными течениями, омутами и сводящими ледяной водой ноги ключами. В романе нет острых углов, резких поворотов, внезапных литературных решений - все очень плавно. Так плавно, что скоро начинаешь задыхаться, пропитываясь пылью, иссушиваясь под палящим солнцем, страдая от голода вместе со всеми. Рука не дрожит у автора, ничего не колыхнется у читателя. Плавное повествование, обвалакивая, сглаживает все на свете, включая эмоции. На страницах гибнет много людей, которым был уделен свой лист, биографии которых уже были озвучены, а значит, он вошли в нашу жизнь, мы познакомились. Но они гибнут и... ничего. Обстоятельный рассказ о главных действующих героях в результате скатывается к тому, что все рано или поздно погибают.

И самое интересное - а для чего было положено столько жизней? А все из-за идей. Идея Республики столкнулась с другой идеей - Царства Божьего. Поразительно наблюдать за событиями, когда люди вдохновлялись какой-то призрачной идеей. Она обуревала их и толкала на вещи, несовместимые с жизнью. Это просто поразительно, что нечто абстрактное способно победить инстинктивный страх смерти. Люди шли на заклание с обеих сторон, веря в какие-то абстрактные вещи вроде лучшей жизни на другом свете или долга. В результате столкновения двух идей проливается самая что ни на есть материальнейшая кровь. И все почему? Потому что человек не способен уже жить слепо, опираясь только на инстинкты. Отмена рабства выбросила людей вон из привычной жизни, когда можно было не особо задумываться, просто плыть по течению. Новый порядок и измельчение старого пирога жизненного уклада вызвало пустоту в душах людей, заставив их сначала совершать плохие поступки, а потом пойти за Антонио Наставником.

Есть тут еще и третья идея - ненавистник частной собственности и ярый представитель социализма Галль каким-то образом затесался в этот мир со своими френологическими идеями, безумными мечтами и жаждой движения. Он представляет собой Европу, уже ушедшую от религии и республиканских идей. Еще чуть-чуть и в Бразилии появится третий игрок - социализм. Галль - лишь предвестник. И он стремится в Канудос.

А там готовится к решающий битве Наставник. А кто он, собственно, такой? Историческая фигура, послужившая прототипом Наставника, до сих пор обсуждается и воспринимается по разному - фанатик, гений, а может святой? Одно можно сказать точно - Наставник обладал тем сочетанием качеств, что способно вести за собой людей, подчинять их своей воле.

Наставник определенно выведен как положительный персонаж. Даже сквозь страницы ощущается его влияние, хочется вместе с ним пойти, бросив все на свете, только лишь бы внимать, быть рядом. Он привлекает своей уверенностью, силой характера и еще чем-то неуловимым, наверное, безумной верой в высшие силы. Однако его оппонент Морейро Сезар тоже не так прост - он грубее, но так же силен характером и предан своему делу. И так же безумно верит, только в силу оружия. В них обоих горит огонь, которым они заражают других. Ведь люди сошлись отнюдь не из-за абсолютно абстрактных идей, а из-за их воплощений в лице Наставника и Сезара. И ни один из них не доживает до финала.

Конечно, за этим побоищем стоят совсем не Наставник или Сезар, а другие люди, преследующие более низкие цели. Это очень печально. Кто-то во веки веков люди готовы гореть за идеи, а кто-то этим идеи эксплуатирует.

Меня абсолютно не завлекли любовные ниточки сюжета и бесконечные биографии будущих трупов. Ввязываясь в первую биографию, сразу же возникает предчувствие, что во все это не надо углубляться, ведь тогда за всеми этими крошечными кирпичиками сюжета стирается глобальное полотно повествования. И теперь, кропая эту рецензию, старательно пытаюсь абстрагироваться от любви Леона, несчастной Журемы, девочки, так и не сумевшей поймать петуха и т.д. И от одинаковых имен, которые как бы подчеркивают, что все похожи.

Я знаю, что Льоса взял за сюжетную основу реальное историческое событие - был Наставник, был город, были люди. И вот что странно - не хочется рвать на груди рубашку и кричать, что здесь что-то исторически неточно. Во-первых, потому что история Бразилии была мало интересна для меня и, следовательно, малоизвестна. Во-вторых, потому что это прекрасный образец того, когда автор берет несколько фактов и связывает их прекрасным наполнением. В-третьих, потому что любые недостатки может сгладить антропологическая экзотика.

И все же - как поразительно получилось у Льосы соединить скачки по временному отрезку, мотания от одного человечешки к другому с невероятным ощущением статичности происходящего, как я и говорила в начале. Такое обволакивающего ощущение создает язык, до самой последней запятой служащий повествованию. Слова льются как музыка, поэтому отдельное человеческое спасибо переводчику. В случае плохого перевода для меня бы чтение стало безнадежным, потому что такие книги трудно мне читать запоем. Слишком быстро теряется внимание, поэтому приходилось часто откладывать книгу, затянув чтение до бесконечности. Но впереди еще много книг и, надеюсь, еще будут другие встречи с Льосой.

Долгая прогулка 2017, уровень 3 (март), бонус. Команда «Орден книжной арматуры»