Больше рецензий

Laggar

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 марта 2017 г. 12:11

143

5 О том, что у нас

Внимание, есть спойлеры!

Я заканчивал школу в конце 1990-х. Что за эпоха такая - помнят все. Со мной в классе училась девочка - отличница, умница, победительница всевозможных учебно-научных конкурсов и конференций, гордость школы. По таким университеты плачут и зачисляют влёт без экзаменов по совокупности олимпиадных заслуг. Но это сейчас. А тогда были 1990-е, и никому эта девочка не была нужна. Тем более, отца у неё не было, а мать получала нищенскую зарплату, которой ни на что не хватало.

И не смогла она поступить даже в обычный провинциальный педагогический институт - ни в год выпуска из школы, ни на следующий. Потому как ВУЗов было мало, конкурсы - не в пример нынешним, и поступали тогда сами знаете как. Произошло до банальности простое и обидное столкновение детского сознания с реалиями жизни, которая жестока и несправедлива. Она, несомненно лучшая во всём городе выпускница, оказалась на социальной обочине, в итоге просто осталась одна.

Срывы, психосдвиги и прочие малоприятные вещи. Так бывает, когда совсем уже невмочь. А потом появилась бабулька-соседка с добрыми глазами, певучими речами о справедливости, которой не стяжать в этом мире, и живом боге - повторно пришедшем на Землю Христе - как раз для того, чтобы защитить всех сирых и обиженных. И для счастья требуется немногое: отдать в новую церковь всё, что есть в квартире, включая квартиру, и срочно в Тьмутаракань, в общину, где все любят друг друга, где коммуна и торжествует справедливость - строить новую жизнь. Так она и уехала в поисках мечты о земном царстве, где все друг другу братья и всё по правде.

История эта недавняя. А вот М.Льоса в своей "Войне конца света" рассказывает о том же самом, только события у него разворачиваются в конце позапрошлого века. Итак. По деревням бразильской провинции ходит мужчина без имени, все его знают как Антонио Наставник.

"Этот человек был высок ростом и так худ, что, казалось, всегда стоит боком. Кожа туго обтягивала высокие скулы, на смуглом лице ярко горели глаза. Он носил пастушеские сандалии и какой-то балахон лилового цвета... Никто не знал, сколько ему лет, кто он и откуда родом, но в его неизменном спокойствии, в его простоте, в его невозмутимой серьезности таилась какая-то притягательная сила, привлекавшая к нему людей еще до того, как он начинал свои наставления".

Наставник приходил в очередное село, талантливо театрально молился, после чего начинал свою проповедь о справедливости, которая захватывала слушателей и обеспечивала ему самую преданную паству. Кто-то бросал всё и шёл вслед за ним.
картинка Laggar
А потом Наставник привёл всех в отдалённый район Бразилии - Канудос. Здесь община осела и начала своё Великое дело - строительство Храма. Со всей страны туда начали стекаться те, кто разочаровался в этой жизни, кого она загнала в угол, кто больше не мог терпеть нищету, несправедливость, просто не смог найти себя. А ещё те, кому стало тошно оставаться самим собой и кто под влиянием проповедей не смог больше терпеть свои грехи. Таких тоже оказалось немало. "Орды фанатиков, кровавые маньяки, сертанские людоеды, выродки, чудища, отбросы общества, слабоумные, детоубийцы, сброд и сволочь", - так описывал жителей общины репортёр тамошней газеты.

Вообще М.Льоса мастерски вскрывает причины, по которым люди шли в секту. Шикарно выписаны образы и деревенского блаженного, и увязшего в грехах католического священника Жоакина, и коммерсанта Вилановы, и бандита Меченого, и десятков других представителей практически всех слоёв тогдашнего общества, у каждого из которых - как мы узнаём из их мини-историй - были свои мотивы пойти в Канудос строить новую жизнь под началом Наставника.

Дальше произошло ожидаемое. Во-первых, фанатикам и сектантам требуется жертва. Вот и последователи Наставника, направляемые им, принялись творить угодное своему богу - жечь близлежащие фермы и особняки, сгонять местных жителей с насиженных мест. Во-вторых, вмешалась политика. Секта стала разменной монетой в играх между противоборствующими партиями, сторонниками монархии и республики, местным губернатором и Парламентом, транснациональным капиталом США и Великобритании. К тому же в стране оказался шотландский социалист Галль, этакий Че Гевара - космополит, готовый сражатсья за идею в любой точке мира и попытавшийся превратить сектантскую общину в коммуну, а войну религиозных фанатиков в социалистическую революцию.

Кончилось всё для Наставника и его паствы трагически, но логично. Власть собрала войска и разгромила Канудос: совершенно не толерантно закатала сектантское поселение кровавым катком.

Кстати, аннотация книги обманула. Хотя в этом случае понятно, почему. Обещали вот что:

Роман известного перуанского прозаика посвящен крестьянскому восстанию в XIX в. на Северо-Востоке Бразилии, которое возглавлял Антонио Масиэл, известный в истории как Наставник. Незаурядная, яркая личность, блестящий оратор, он создает свободную общину с коллективной собственностью и совместной обработкой земли, через два года безжалостно разгромленную правительством... Образ народного восстания вырастает в масштабную концепцию истории, связанную с опытом революционных движений в современной Латинской Америке.

Как будто с редакторами издательства "Радуга" разные книги читал. Ну и ладно. Зато под соусом романа о крестьянском восстании против бразильских феодалов, в СССР конца 1980-х удалось выпустить книгу с куда как более, чем обозначенный, глубоким сюжетом и совершенно "непроходными" для того времени идеями.

Тем более, М.Льоса оказался и вправду талантливым замечательным писателем. Маркес, Кортасар, Борхес - он, несомненно, из этого ряда великих испаноязычных. Идеи, стиль повествования, непременный гуманизм и любовь к своей стране, народу, культуре, непередаваемая атмосфера латиноамериканской литературы - всё есть в "Войне конца света".

Вообще мне представляется, что произведение это - не столько роман исторический, сколько роман-предупреждение. И он вполне себе актуален сегодня, когда все эти секты и прочие "новые церкви" растут, подобно грибам после дождя. Разве отличается чем-то моя одноклассница, уехавшая строить Новый Иерусалим, от бедолаг-пеонов, поверивших Антонио Наставнику и осевших в Канудосе? Когда дремлют государство и Церковь, буйным цветом расцветает то, что сегодня принято называть "новыми религиозными движениями" - ловцы душ, судеб, денег.

М.Льоса взял и показал, чем может закончится нежелание власти замечать, всерьёз воспринимать то, что начинается с проповедей талантливых харизматичных ораторов, формирующих из религиозно озабоченных граждан свои личные общины. В них так легко стать мини-божком для своих адептов, заполучив попутно маленькую армию на всё готовых фанатиков. И это - реалии не бразильской провинции конца XIX века, а наши, нашего времени.