Больше рецензий

9 марта 2017 г. 21:10

654

5

Недавно Яндекс рекомендовал статью с броским заголовком: "Современные скрипки лучше скрипок Страдивари".
В статье рассказывалось о том, как проводились исследования: музыканты вслепую играли на разных скрипках и говорили какая лучше. Я наверное одна задалась вопросом - а как именно играли скрипачи? Какие произведения и каким смычком?
Ведь скрипки Страдивари по словам Арнонкура отличаются и устройством, и способом звукоизвлечения и областью "применения" от современных.
Согласно Автору (Арнонкуру) барочные инструменты звучат тише, смычок был более тяжелым и играли на нем совершенно другим способом. Звук был выше и как говорит Арнонкур, "острее".
И вот поэтому я поменяла свое мнение о некоторых утверждениях Арнонкура. Музыку нужно изучать и учить понимать.
Необходимо воспитывать слушателей, чтобы они не просто слушали какие настроения и эмоции передает музыка, но и какие приемы использует автор-композитор для передачи своего замысла.
Сейчас в школе детей учат воспринимать музыку, но думаю, что надо изучать более глубоко.
Надо рассказывать о том, какие бывают техники и приемы игры - вибрато, стаккато, легато и т.д..
Также я разделяю, как разделяла и раньше мнение Николауса Арнонкура о том, что для воспроизведения музыки барокко необходимо применять другие критерии "красоты". То есть именно здесь следует прислушаться к мнению автора, утверждающего, что на современных инструментах музыку барокко играть не получится. Также необходимо освоить технику игры, применявшуюся в ту эпоху и уяснить стиль той эпохи. А приоритет в эпоху барокко отдавался новизне произведения и не эмоциональному воздействию, а оригинальности задумок композитора. При этом не было жестких указаний автора о том, как играть строго "по его нотам". произведение исполнялось исходя из наличия инструментов и возможностей исполнителя, который следуя основным указаниям музыкальной темы, добавлял условные "фигуры", приемы игры, которые были применимы в каждом оговоренном случае по принципу "все так играют".
Поэтому, хотя я не согласна с заявлением Арнонкура, опубликованным в одной из первых статей, которые , кстати, были написаны аж в 1954 или 1958 году, что Великая французская революция "усреднила" музыку и приспособила ее к прослушиванию самым необразованным человеком, но его точку зрения на технику исполнения музыки той эпохи вполне разделяю.
Судя по последним высказываниям в книге, автор спустя определенное время стал не столь категоричен в оценке "низведения музыки" с пьедестала почета, когда способность к пониманию музыки перестала быть отличительной чертой образованного человека.
Однако, как быть с таким вопросом обывателю: если нужно много времени посвятить совершенствованию умения слушать и понимать музыку барокко, то когда следует учиться понимать музыку других направлений?
Ведь точно также необходимо учиться понимать рок, металл или джаз.
Кто бы еще выделил специальные часы в школе для того, чтобы научить этому подрастающее поколение.

Источник