Больше рецензий

ann1974

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 февраля 2017 г. 18:30

219

5

«Христос и Антихрист» - это трилогия, в которую автор объединил романы «Смерть богов (Юлиан отступник)», «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)» и «Антихрист (Пётр и Алексей)». Произведение очень серьёзное, очень монументальное, его невозможно сесть и прочитать «запоем». Лично у меня на всю трилогию ушло полтора месяца, при этом читала практически без перерывов, каждый день, хоть по чуть-чуть, но продвигалась вперёд. О чём же хотел сказать нам Д. Мережковский?
Так, например, герой первого романа, император Юлиан, у Мережковского предстаёт не как вероотступник, правитель, пытавшийся реанимировать отжившее язычество, а как фигура трагическая, появившаяся не в своё время, а потому не нашедшая понимания у своих современников. Что касается христианства, то оно изображено в романе как «царство не от мира сего», как религия, проповедовавшая абсолютное добро, что на земле абсолютно не достижимо.
Во второй части главный герой – всем известный представитель эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи. Однако и здесь Мережковский интерпретирует образ героя по-своему, воплощая в нём ницшеанские идеи. Именно поэтому Леонардо да Винчи у Мережковского возвышается до символического образа художника-титана, гения-творца, соперника Бога.
И, наконец, третья часть трилогии прямо-таки пронизана ощущением неизбежности глобальных потрясений в России, в которую, по мнению автора, переместился из Европы центр противоборства Бога и Дьявола. Центром мира греха и смерти является в романе Пётр I, сердце государственной машины, частью которой является и официальная, государственная церковь. И хотя Пётр строит для своей страны великое будущее, однако вся его деятельность, ориентированная на Запад, ложна, а потому – гибельна для России. Петру противопоставлен его сын, царевич Алексей, в образе которого явно угадываются параллели с историей земного пути Христа (неправый суд под давлением отца, мученическая смерть).
По замыслу самого Д. Мережковского, нужно иметь в виду, что нет одной правды, а есть две: христианство – правда о небе и язычество – правда о земле. Истина наступит тогда, когда обе правды соединятся. Но, как признаётся сам автор, «…соединение Христа с Антихристом – кощунственная ложь, … обе правды уже соединены в Христе…»
Насколько это убедительно получилось у автора, судить каждому читателю самому. Лично у меня данная трилогия оставила ощущение такой интеллектуально насыщенности, что за одно прочтение её постичь просто невозможно. Когда-нибудь я отважусь на повторное чтение трилогии «Христос и Антихрист», и, возможно, в том сумбурном впечатлении, которое осталось после первого прочтения, появятся проблески понимания, близкого к авторскому замыслу.

Книга прочитана в рамках "Игры в классики"