Больше рецензий

kopi

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 февраля 2017 г. 00:37

291

4.5 И много прежде, чем я смел родиться, я буквой был, был виноградной строчкой, я книгой был, которая вам снится... О.Мандельштам

Для осмысления книги, в которой ученый и психолог В.П.Зинченко попробовал рассказать о духовном развитии человека, да не только рассказать, но начертил и соответствующую схему, состоящую из «семи узлов», потребуется УСИЛИЕ , ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и ПОХОДЫ в БИБЛИОТЕКУ.
А передать на поверхности скрывающиеся мысли, возможно, помогут кое-как логически связанные мною выписки и наблюдения из прочитанного….
==============================================================
-Бог и человек есть лишь движение. Людьми мы становимся-или не становимся лишь после того. Как совершилось какое-то движение и наше взаимоотношение с вещами…природа человека не рождает.
В Боге, говорил Декарт, нет никакого понятия необходимости. На уровне творения нет законов, ничто не творится по законам. Он шел не потому, что сознавал нечто необходимым, а, напротив, нечто стало необходимым потому, что Он шел; нечто стало истинно потому, что Он так поступил; нечто стало нужно потому, что Он так сделал. Потом -стало, т.е. на втором шаге.
Мамардашвили (далее М.М.К.)утверждает, что время-творение. .. Творение держится на усилии. И если я нашел себе место в жизни, то это и есть место усилия, место, где я могу творить то, что не может быть иначе. Архитектор именно этим отличается от пчелы, которая строит по образцу, по заранее установленному плану…
Действие требует ума и смелости, так я понимаю следующую мысль автора книги, психолога В.П.Зинченко: - -Не так уж мало людей стремится (чаще в шоковых ситуациях)к амнестическим состояниям. Прием наркотиков помогает уйти от стыда за прошлое, от страха перед будущим, дает «кайф» в настоящем.
ММК приводит психологически оправданное допущение Декарта, что все, что сейчас мы видим и чувствуем, переживаем, есть страсти давно исчезнувших действий…
Философия- это сознание вслух(ММК)
Современного человека не существует. «Современной» может лишь восприниматься мысль о человеке, а сам он есть всегда лишь попытка стать Человеком…А это-самое трудное, так же, как жить в настоящем…Нам не уйти от глобальности проблем века, а это-проблема современного варварства, одичания, угроза «покоя», т.е. пребывания в состоянии ни добра,ни зла, ни бытия. Сокровища культуры-не гарантия. Ибо культура-не совокупность готовых ценностей, лишь ждущих потребления или осознания. Это способность и УСИЛИЕ человека БЫТЬ.
Следя за мыслью ММК, В.П.Зинченко «подошел к акту творения, то есть поднял фиксированную точку отсчета(сегодня, сейчас) на недосягаемую высоту- до вечности, скандала и чуда».
Конечно, меняют личность не только поступки, но и самосознание, погружение в себя и труд усвоения нового предмета, который, по А.А.Ухтомскому, есть абсолютное приобретение человека, выход к новому уровню рецепции и деятельности.
Гете говорил о влиянии на него итальянского искусства:- Пусть я был тот же самый, я все-таки чувствовал себя измененным до мозга костей.
Совершить Поступок может только Личность. А здесь, по утверждению А.Ф.Лосева, мешает «существование двух планов в личности. Один-внешне-исторический, другой-внутренне-замысленный, как бы план преднамеренности, цели».
Встреча планов или их расхождение-это и есть чудо или судьба.
-Судьба -самое реальное, что я вижу в своей и во всякой чужой жизни. Это не выдумка, а жесточайшие клещи, в которые зажата наша жизнь. О.Э.Мандельштам
О том же –Иннокентий Анненский:
- И в мутном круженьи годин
Все чаще вопрос меня мучит,
Когда наконец нас разлучат,
Каким же я буду один?
Или другое-его же:
Откинув докучную маску,
Не чувствуя уз бытия,
В какую волшебную сказку
Вольется свободное Я?
Но-вернемся к «деятельности» человека, к усилиям его. Деятельность «умирает» в продукте, но оставляет следы в субъекте. М.К.Рильке выразил это так6-Человек, отесанный деятельностью.
Но «предметно» и сознание человека, а ,значит, доступно и манипулированию.
В случае языка мы имеем дело не только с удивительным сочетанием материального, идеального и феноменального, но и с энергией, силой, стихией ИДЕАЛЬНОЙ ФОРМЫ, ведущей за собой, подчиняющей себе РЕАЛЬНОЕ.
-На мысли, дышашие силой,
Как жемчуг нижутся слова Это скал М. Лермонтов.
А это - К.Бальмонт:
- Волшебен жемчуг в ожерелье,
Но он из раковины скользкой,
Он из глубин, где слизь и гады
И все же вырвется к лучу…
Так возникает стих певучий
Узнайте это, дети мира,
Чтобы вы умели нарядиться,
Когда вас праздник позовет.

Еще одну грань Великой поэзии отметил И.Бродский : - Вообще есть что-то совершенно потрясающее в первом чтении великого поэта. Ты сталкиваешься не просто с интересным содержанием, а прежде-с языковой неизбежностью. Вот что такое великий поэт, да? После этого ты уже говоришь другим языком…
А ведь и А.С Пушкин не существовал для советской школы с 1917 по 1937 год: требовался Новый человек,обладающий новым языком в пространстве Новой культуры.
Максимиллиан Волошин о возможности такой "культуры" когда еще написал:

- ...как раньше в себе стремился выжечь человек
Все то, что было плотью, так теперь
Отвсюду вытравлял заразу духа,
Охолощал не тело,но мечту,
Мозги дезинфицировал от веры,
Накладывал запреты и табу
На все, что не сводилось к механизму:
На откровенье, таинство, экстаз...