Больше рецензий

Гордеева Ольга (Beatrice_Belial)

Эксперт

Литературовед, герменевтик.

12 февраля 2017 г. 14:46

2K

3

Найти толковую книгу о жизни и творчестве М.А. Врубеля (а я ознакомилась с несколькими) на удивление сложно. С одной стороны, о нем известно не так уж мало и многочисленные документальные фильмы о жизни и странностях художника снимаются в нашей стране едва ли не каждый год. Да и окололитертурные книжечки со спекуляциями на тему одержимости Врубеля Демоном или его несчастной любви к Эмилии Праховой также пишутся регулярно. Но вот по-настоящему толковой биографии этого великого гения по сей день не существует, на мой взгляд.

Книга Дмитриевой, увы, не стала исключением из правил, хотя я возлагала на нее большие надежды. Прежде определим, чем является данное исследование. Это - биография? Вовсе нет. Автор рассматривает события из жизни Врубеля так скудно и "между строк", что википедия, ей-богу, будет куда полезнее читателю, который захочет узнать о том где, как, с кем и почему Врубель жил. Буквально пару абзацев посвящено детству художника, едва упоминаются ключевые события его юности. Даже вышеупомянутая любовь к Праховой, которая имела колоссальное значение в жизни и творчестве художника и серьезно повлияла на его психику и мировосприятие, «изложена» всего в одном предложении.

Скорее эта книга представляет собой экскурс в творчество художника, с более менее подробным анализом отдельных творческих этапов его жизни и отдельных произведений. Но и в таком качестве она не сильна. Анализ произведений исключает хоть сколько-нибудь подробное рассмотрение психологического состояния художника на момент работы (а это очень важно касательно Врубеля, так как психика художника является одним из наиболее интересных для рассмотрения предметов в исследовании, посвященном его жизни и творчеству). Не рассматриваются и всевозможные подтексты, аналогии с теми или иными событиями в жизни художника, раскрывающие причины того, почему та или иная работа вышла именно такой, а не иной. Порою, автор делает и критические замечания в адрес М.А. и нередко вполне справедливые, замечая, что далеко не все его работы были шедеврами и что-то (как и любому мастеру) ему, все же, не удавалось.

Лишних эмоций Дмитриева себе не позволяет, что является, скорее, достоинством ее исследования, но, к сожалению, лишает его изрядной доли жизненности и интересности. В попытках соблюсти баланс между уважением к жизни и личности своего героя и привлечением интереса читателей к этой самой личности, автор сразу же заняла позицию отстраненного наблюдателя, который (как кажется) не слишком то заинтересован героем своей книги.

Тем не менее, полезную информацию поклонники творчества Врубеля в этом исследовании, все же, отыщут. Короткие замечания по поводу переписки художника, его характера, поведения и т.п. присутствуют, да и рассмотрение его работ с технической стороны также привлекательно для читателя. Более или менее раскрыты и отношения художника с его женой Н.И. Забелой, посвящено несколько строк описанию ее характера и внешности, а также той огромной роли, которую эта талантливая и любящая женщина сыграла в судьбе Врубеля. Но самого Михаила Александровича данная книга не раскроет вам даже в малой степени. Он так и останется странным, непонятным и непонятым чудаком (типичным гением), который неизвестно почему и как писал свои великие шедевры.

Достойная книга о Врубеле еще только будет написана (я надеюсь), а пока желающим ознакомиться с жизнью и творчеством художника лучше всего смотреть документальные фильмы о нем и изучать многочисленные материалы, которые можно найти в интернете. Величие таланта Михаила Александровича, его сложнейший характер, уникальная техника, особый подход к работе, удивительное ( почти мистическое) зрение пророка и провидца, глядящее в иные миры- все это остается на сегодня еще мало изученным и покрыто пеленой тумана, за которым виднеется едва различимая фигура одного из самых особенных и талантливых художников в истории.

Комментарии


Как жаль, что оценка такая( собиралась искать и читать эту книгу тоже, но теперь сниму ее с чтения. Хочется чего-то иного. И, да, сложно бывает найти биографию достойную...


Да, лучше подыскать другую книгу. Если я вдруг найду, то дам тебе знать :)


Хорошо, спасибо)


А мне кажется, Врубелю просто не повезло с обстоятельствами времени и места :(
В то время, когда он жил, и в том месте всецело господствовали Шишкин, Айвазовский и всяческие передвижники. Врубель явно хотел писать по-другому, но никакой поддержки от собратьев не получал. Мне кажется, ему и поговорить-то о живописи было не с кем...
Если бы он застал время авангарда 20-х годов или пожил бы в компании французских модернистов, он создал бы много чего совсем другого, чем невнятная мозаика на фронтоне гостиницы "Метрополь" и мёртвая Царевна-Лебедь...
С другой стороны, кажется, для творчества живописца обстоятельства жизни не так важны, как для творчества писателя...

Впрочем, бог его знает, я недостаточный знаток живописи и не особенный любитель именно Врубеля. Лично мне больше всего нравится его Демон. Не тот, который Сидящий, а Поверженный... А в общем о живописи я думаю вот что :)


Я думаю Врубель в любое время был бы не понят большинством людей, в том числе и художников. Да он и не стремился к пониманию, его это все вообще не интересовало :) А "Царевна -Лебедь "-одна из моих любимых картин и она живая, в этом не может быть никаких сомнений. У меня кстати есть несколько историй, в которых я признаюсь ей в любви, жаль что вы их не заметили, а то, наверное, не стали бы так говорить.


Видел историю, одну. Это дело вкуса, ассоциации разные могут быть :)