Больше рецензий

sq

Эксперт

Abiit, excessit, evasit, erupit

9 февраля 2017 г. 06:43

1K

4.5 Смешит ли нас природа?

Давненько не читал я стоящей философской книги!

У каждого есть свой целостный взгляд на мир, причём двух одинаковых взглядов нет. Религиозный подход обладает некоторыми несомненными преимуществами. Например, он с единой позиции объясняет всё на свете. Однако меня такое объяснение категорически не устраивает. Мне гораздо интереснее научный взгляд, который демонстрирует Дэвид Дойч.
Как и следует ожидать от любой философии, я с ним по многим пунктам не согласен, хотя в большинстве выводов мы сходимся с большой точностью. В последний раз такое сильное впечатление на меня произвела книга Пола Фейерабенда "Против метода" .

Если в двух словах, то Дэвид Дойч предлагает на новом уровне вернуться к натурфилософии греков, объединить четыре фундаментальные научные теории и строить на их основе целостное мировосприятие вместо изучения отдельных слабо связанных между собой наук. Это:
-- квантовая теория мультиверса;
-- эпистемология Поппера;
-- теория вычислений Тьюринга;
-- эволюционная теория Дарвина и Докинза.
При этом, будучи физиком, он считает, что физика постепенно должна объединить под своей эгидой все остальные науки, опираясь на три остальные фундаментальные теории. Объединить всё, включая даже и математику.
Автор пишет:

Наши самые глубокие теории настолько переплетаются друг с другом, что их можно понять только совместно, как единую теорию объединенной структуры реальности.

"Тут мы согласны! Скажи, Серёга?"
Разве что, если кому интересно, я считаю, что как раз математика должна всё объединить, но это в данном контексте не важно. Важно, что надо объединить.

Разъясняя свою позицию, Дэвид Дойч даёт, опираясь на множественность вселенных, интерпретацию такому труднейшему для толкования понятию, как квантовое измерение (оно же схлопывание волновой функции, если кто понимает, о чём речь). Попутно получает интерпретацию энтропия и второй закон термодинамики, природа времени и кое-что ещё из того, что составляет на сегодняшний момент большую научную тайну.
Обалденно -- другого слова у меня нет! -- понравилось рассуждение о физических (и логических) пределах точности воссоздания виртуальной реальности, в том числе и в случае симуляции путешествий во времени.

Надо честно признаться, что главу о путешествиях во времени я не понял. Почему не может случиться известный по фантастической литературе парадокс, когда у "Гамлета" нет автора? Ну да и бог с ним. Не понял, и не понял. Это всего лишь одна из многих идей Дэвида Дойча.

Есть у меня и ряд чисто математических претензий к автору, типа какое множество вселенных достаточно для реализации идеи мультиверса? По квантовомеханической причине, их число должно вроде быть конечно, но автор всё время упоминает, что множество их бесконечно. Тогда по теории Кантора их должно быть ну очень много, континуума, боюсь, не хватит... Но нет. Не буду их здесь пересказывать, у физиков это сплошь и рядом случается, так что будем считать, что это дело десятое...

Самая большая жалость, что Дэвид Дойч немного поторопился с написанием книги, буквально на несколько лет. Он ничего не знал о тёмной энергии. В результате его многочисленные ссылки на Большое сжатие (Big Crunch), точку Омега, Фрэнка Типлера и т.п. сегодня совсем не звучат. Но тут уж ничего не поделаешь. Судя по всему, исправленное и дополненное издание не ожидается.
Зато есть вторая книга . Обещано, что она продолжает тот же разговор. А написана в 2011 году, так что сведения в ней должны быть намного свежее. Обязательно почитаю. Может быть, это и есть то самое "исправленное и дополненное"?

Самое основное: Дэвид Дойч показывает, что задача физики и математики -- получить как можно лучшее понимание мира, основанное на самых лучших из существующих на сегодня теорий. Надо сказать, у меня есть свой взгляд на это дело, который значительно отличается от взгляда Дэвида Дойча. И я со значительным подозрением отношусь к физическим теориям. Но эта книга серьёзно улучшила моё отношение к физике. Очень жаль, что я не прочитал её лет 40 назад...
Так вот, цель науки -- получение понимания и объяснений. И именно этому надо учить людей. А нас с Дэвидом Дойчем когда-то учили неизвестно чему, но точно не этому... Сомневаюсь, что сегодня учат чему надо, но это уже совсем другая песня...

На самом деле об этой работе не отзыв надо писать, а целую книгу.
Я мог бы спорить и спорить с автором о многом из того, что он написал. Это нормально для философского произведения, тем более на такую важную тему, как основания научного знания.
Книга очень сильная!

Только не надейтесь, пожалуйста, что вам удастся прочитать всё это между делом в метро по дороге на работу. Книга не простая, требует концентрации. Местами кажется, что рассуждения слишком длинны, но это не так. Не знаю, как кому, а мне именно такие и нужны. Я не физик, не математик, не биолог и не философ, поэтому дополнительное разжёвывание лишним ни разу не было.

Для тех же, кто не любит довольно длинных и скучных книг, могу порекомендовать 10-минутный обзор РЕВОЛЮЦИЯ В УМАХ: КАК С НЕЙ СПРАВЛЯЕТСЯ НАУКА. Там очень кратко о том, как развивается наука.
Однажды я беседовал о жизни с девушкой, большой специалисткой в области магии, астрологии и смежных с ними чудес. Я ей рассказал кое-что о том, чем её "наука" отличается от "моей". И в конце она сказала:

Может быть, мир и работает так, как ты рассказываешь, но только это очень скучно...

Ну да, могу подтвердить: природа никогда не обещала кого-нибудь из нас веселить. Это не КВН по телику. Просто это надо знать -- и всё тут.

Комментарии


Завершение вашей рецензии заинтриговало личностью автора: "я не физик, не математик, не биолог..."
Моя версия: вы - лингвист! Угадала?


Нет, я просто бездельник :)
Читаю книжки на диване -- вот моя профессия :)


Профессия мечты!


При этом, будучи физиком, он считает, что физика постепенно должна объединить под своей эгидой все остальные науки

Это меня всегда восхищало - уверенность в том, что если я физик, то и все должно объединить физика! Это очень логично, то есть я хотел сказать - НЕлогично; то есть в каком-то смысле логично и даже очень, а в каком-то - совершенно нелогично:) А истина тут звучит примерно так: Ничто и никогда не объединит Всего! ВСЕ слишком всеохватно, чтобы что-нибудь могло его охватить...

Надо честно признаться, что главу о путешествиях во времени я не понял.

У меня обычно при всех этих путешествиях во времени часто начинает болеть голова, даже когда они происходят в художественных произведениях (от всяких несостыковок), а уж в физике, объясняемой с философских позиций, представыляю себе..


А истина тут звучит примерно так: Ничто и никогда не объединит Всего! ВСЕ слишком всеохватно, чтобы что-нибудь могло его охватить...

Согласна:) Даже самая гениальная в истории человечества философская концепция не способна охватить всего, а жаль, мир бы мог так замечательно устроиться наконец-то:))


А это и есть самая гениальная философская концепция: "Ничто и никогда...." :)


Вообще-то "физика" по-гречески значит "природа", так что по идее, если все науки удастся объединить, как это и делали греки, то название придётся заимствовать :)

Объединять всё действительно пока нет смысла Но если мы сможем прожить достаточно долго, то объединение такое должно состояться. Природа как-никак едина, в одной ли вселенной или во множественных. Это не обязательно влечёт редукционистскую идею о предопределении и т.п. Объединение должно быть сделано, но как это сделать, сейчас не совсем понятно. Дэвид Дойч намечает такой единый подход. И даже утверждает, что на современном уровне понимания его подход плодотворен.

Нет, предлагаю оставить эту тему, а то прямо здесь придётся свою книгу писать :(((


Философия вообще значит, любовь к мудрости, следовательно, поиск любого знания можно подвести под это понятие (как в принципе, и делалось), но от философии всякие формирующиеся науки и отбирали область за областью (естественнонаучное знание формировалось во многом через критику метафизики и вообще отвлеченных философских рассуждений), пока от не осталось, то, что в настоящее время осталось, то есть не совсем понятно - что:)


От философии осталось самое главное: принципы мировоззрения. Это никуда не денешь. Даже люди, которые говорят, что философия не существует, на самом деле пользуются ею...
На эту тему тоже не могу рассуждать, потому что придётся свою книгу писать :))) А я, в отличие от того чукчи, не писатель, а читатель :)


Религиозный подход обладает некоторыми несомненными преимуществами. Например, он с единой позиции объясняет всё на свете. Однако меня такое объяснение категорически не устраивает.

Скажите, а вы в молодости стали атеистом или пришли к этому уже в более сознательном зрелом возрасте? Просто интересно:)

Если в двух словах, то Дэвид Дойч предлагает на новом уровне вернуться к натурфилософии греков, объединить четыре фундаментальные научные теории и строить на их основе целостное мировосприятие вместо изучения отдельных слабо связанных между собой наук. Это:
-- квантовая теория мультиверса;
-- эпистемология Поппера;
-- теория вычислений Тьюринга;
-- эволюционная теория Дарвина и Докинза.

Эту книгу я не читала и не буду (потому что мало что пойму, в силу недостатка образования), но о подобной концепции я слышала. А вообще интересно- может ли наука заменить религию? С одной стороны, в силу развития науки и эволюции самого человечества должна бы, но нет, никогда этого, на мой взгляд, не случится. И причина не только в том, что большинство людей на планете слишком малообразованны и попросту тупы, чтобы наука их удовлетворила, а еще и в том, что что-то такое заложено в людях, что мы вечно стремимся в чему-то большему, к чему-то из иных миров, божественному, непознаваемому и т.д. Не знаю, как будет складываться ситуация в будущем и, быть может, лет через 300-500 наука займет место религии окончательно в наиболее цивилизованных странах, но я думаю, что этого, увы, не будет.


Я никогда не верил ни в каких богов :)

Ну, непознаваемого и помимо религии везде навалом. Теорема Гёделя о неполноте напрямую утверждает бесконечность математики, и она применима к любым достаточно развитым теориям, в том числе и к тем, что описаны в священных текстах, так что у религии тоже имеется потенциально бесконечное будущее :)
Не хочу открывать ещё одну теологическую дискуссию: их и так довольно было в нашей истории :)))

В отличие от Дэвида Дойча, я не думаю, что человечество просуществует достаточно долго для того, чтобы что-то по-серьёзному объединить :(


Математика абстрактна. В природе нет понятия точки или прямой. Есть мнение что мы нифига не знаем что было всего 200 лет назад, то есть достоверно не знаем. Этот английский шпиён Джордж Орвелл довольно точно описал сортинг и моделирование информационного поля, как следствие изменение восприятия прошлого, ну и соответственно ретроспективное моделирование будущего. Я лично знаком с дядькой, который рассказывал как делают "архивные" документы. Мне, говорит, ни-че-го не говорите про историю. Мне не надо. Вон посмотрите на аусвайс Адольфа Алоизовича, изготовленного теми же английскими спецами, хде написано "J".
Думаю есть основания сомневаться в реальном осознании точных сроков событий человечества. Симулякры, становящиеся симуляциями, становятся правдой прошлого, ведь "все, что сказано три раза, становится истиной".
Никогда не считай себя не таким, каким тебя не считают другие, и тогда другие не сочтут тебя не таким, каким ты хотел бы им казаться. )


Ставить вопрос о замене науки религией некорректно. Это как бы противопоставление веры и познания. Основной массе людей необходима основа, некий крутой перец став лидером учредил основы объединяющего управления как начало глобализации. Это религия. Она основана на механизме веры, а вера это принятие бездоказательных основ как истины. (О возникновении и текущем состоянии этого понятия не будем сегодня) Научный подход демонстрирует неприятие нелогичных и безвыводных моделей, поскольку надо всё доказать и осмыслить, после проверить, сложить получившееся, присовокупить вновь возникшее, перепроверить, осознать, сложить, скорректировать неточное в силу открывшегося и т.д. А вера это предания и авторитет.
Почему большинство не может юзать науку? - потому что мозх подл и жаден. Он ест 25% всей энергии организьма при массе 1/50 в активном состоянии, а в пассивном - 9. Поэтому во все времена еды было мало и стабильно хранить и промышленно делать давая равномерный доступ популяции человеки не умели. Холодильники и сохраняющие технологи вот тока щас сделали. Поэтому включение неокортекса, внутренние структуры мозга санкционируют тока для главных популяционных целей - еда, потомство, доминантность/социализация. (Любовь ест много энергии и способна на многое) А поскольку в популяции примерно 85% таких людей, то религия самое то. Приходишь, а там тебе умные и в основном порядочные управляющие говорят: это бох, это мир, это ты, вот правила:"____". Смотри - всем нравится, хочешь к нам? Мозх такой: "давай иди, нехер книжки читать смотри как красиво и сколько классных людей кругом", чел соглашается и мозх его поощряет нейромодуляторами, становится классно и тебе говорят: бог тебя принял это благодать, ты ещё сомневаешься?
Это очень упрощённо и примитивизировано. Но есть остальная часть популяции, некоторым ничо не объяснишь, они дикие сверханималы, палероантропы, неча есть будет - тебя схомячат и не поморщатся, из таких выходят вожди военные, прочие лидеры, но есть Джорданы Менделеевы, которым лехко наплевать на запреты нейрогормонального комплекса и нейроканнабиаты ему не сладки - такие хочут всё ведать. Всё знать. Им не важно кто и чего вокруг делает у их свой путь. Это новые люди, они нравственны и умны, наверное не все, но они ещё и разумны, а не только рассудочны.
Это вкратце. Это точный ответ. Я не против никого, не атеист, не нигилист. Я наверное неоантроп больше. Меня интересует объективность . А правды и истины меня вовсе не интересуют.