Больше рецензий

29 декабря 2016 г. 19:22

633

1 Осторожно, возможны спойлеры.

Я искренне люблю фантастику - именно классическую, старой школы. Азимов, Брэдбери, Нортон, Саймак, Гаррисон и многие, многие другие писатели (в том числе и советской школы) - их книги неоднократно мной читались и перечитывались. Созданные каждым из этих писателей миры были полноценными, живыми, и что самое главное - не несли на себе отпечаток человеческих комплексов, неврозов и больных фантазий.
Честно говоря, я даже не могу подобрать цензурное определение тому миру и тем персонажам, которые существуют в "Древе жизни". Наверняка вы в своей жизни хоть раз читали что-то из разряда современной так называемой "чистА мужской" фантастики\фэнтези: ГлавГерой, получающий все без особых проблем, присоединяющий к списку побед всех встреченных существ женского пола, рубящий на куски все остальное, наглядно показывающий свою "самцовость" и "альфовость". А теперь представьте такого же героя, но с подведенным под его поступки глубокомысленным "философским" базисом и нравственными метаниями - получается уже не просто Марти Сью, а Марти Сью с претензиями. Нечто подобное как раз можно найти в "Древе жизни" (кстати, так и не поняла, откуда автор взял название - оно в принципе не связано с сюжетом).
Книга начинается незамысловато: космонавт после задания, потерявший память, оказывается на неизвестном тропическом острове на Земле. С ним вместе - его жена, которая с ним точно никуда не летела. На острове все делается практически по первому слову и желанию главгероя, жена стала почти идеальной, есть появившийся неизвестно откуда дом, связь с "большой землей", да и вообще - все условия для жизни.
... прошло 5 лет ...
Главгерой все так же живет на острове, успел завести двоих детей (!), периодические сеансы связи с внешним миром продолжаются, и тут - о внезапность - он попадает в другой мир!1 который, конечно же, надо спасать. В этом мире идет противопоставление экологически чистой и крайне положительной расы с расой инопланетных фашистоподобных технологических захватчиков. Автор активно намекает, что экология и миролюбивость - это круто, но к жизни данная философия не приспособлена в принципе - а значит, надо активно скрещивать случайно попавшего в этот мир землянина с женщинами экологичной расы, выводить новый вид. Особенно мерзостно смотрятся размышления главного героя на тему "я не хочу изменять жене, но раз меня выбрали, и почти заставили - значит я не виноват, и вообще белопушистый". Гарем из пары десятков законных жен, тонна детишек, жизнь "героя расы", паранормальные способности и множество философии на тему "нормальная женщина будет делить своего мужчину с другими ради Здоровых Детишечек и не жужжать" прилагается. Но это еще не все!1 Главгерой мирно умирает в преклонном возрасте, окруженный стаканами воды женами и детьми, и тут оказывается, что вся прожитая жизнь была сном - он снова молодой, на острове, и прошли всего сутки. Но паранормальные способности остались!
Жизнь на острове тоже постепенно начинает скатываться в маразм меняться - на сцене появляется вертолет с террористами, которые хотят одного - координат неведомой планеты Перун из того самого начального задания, где главгероя потерял память. Конечно же, главгерой их всех побеждает, не без помощи еще одной особи женского пола ну куда еще-то???
Но это еще не все. Читателя ожидает весьма оригинальный сюжетный ход - думаю, вы уже поняли, что и остров, и все происходящее на нем, было всего лишь сном! Matrix has you Более того, последняя сцена с террористами, и сон про другой мир были запрограммированы изнутри, в результате чего в мире появился первый ИИ, заблокировавший и подчинивший к тому же все остальные. Угадайте, кого этот ИИ любит и признает считает своим представителем среди землян? Главгерой оставляет в виртуальном мире острова свою копию, и на этом первая книга заканчивается.

Комментарии


Вы сюжет оцениваете через призму своего воспитания, морали и современных знаний о мире.
Если вспомнить того же Гарри Гаррисона, то у него тоже был паренек в Стальной Крысе, который все умел, все знал и дрался как Брюс Ли.
Сюжет вполне себе заслуживает внимания и смысла в нем гораздо больше, чем во многих произведениях современности.


Только вот Гаррисон — признанный мэтр фантастики, который Джима ди Гриза сумел прописать так, что весь так называемый мартисьюизм не раздражает, а делает книгу только интереснее. Да и история Стальной крысы (1961 года выпуска, на минуточку) и сам герой не вызывают отвращения, даже если оценивать по меркам «воспитания, морали и современных знаний о мире». А у Кузьменко — не сюжет, а набор обрывков, щедро политый псевдофилософией и авторскими комплексами. Впрочем, даже такая пародия на фантастику может найти своего читателя, тут я спорить не буду.