Больше рецензий

30 ноября 2016 г. 00:02

456

4 Хроники Демократической Кампучии

Пол Пот, вышедший из джунглей, из ниоткуда. Горы черепов. Все просто и непостижимо.
Петер Фрёберг Идлинг «Улыбка Пол Пота»

17 апреля 1975 года обитатели Пномпеня, столицы Камбоджи, встретили не под грохот боевых действий, а под марш партизанских армий, которым теперь принадлежала власть в стране. Так в Камбоджу, истёрзанную пятилетней гражданской войной, пришла революция. Камбоджийская Республика пала, а на её месте воцарился режим красных кхмеров – так называли себя новые хозяева. Никто толком не знал, чего от них ждать, а в остальном мире о них узнали намного позже. Предыдущий режим был уже несостоятелен, и красные кхмеры были единственной надеждой на изменения к лучшему. То, что случилось потом, стало полной неожиданностью для камбоджийцев, которые лелеяли надежду на то, что, объединившись, они смогут быстро восстановить разрушенную страну. Катастрофа быстро и неумолимо приближалась, но знали о ней лишь те, кто руководил красными кхмерами и определял их идеологию. Они были коммунистами – на словах. Они были фанатиками – на деле. В них необычайно ярко пылала идея революционной борьбы.
Горстка мужчин и женщин возглавила самое чистое и радикальное движение в духе марксизма-ленинизма. Ни один режим не пытался зайти так далеко. Ни один режим настолько не сокращал население страны.

Всё городское население – «новые люди» – было согнано в сельскохозяйственные районы и принуждено к тяжелому неквалифицированному труду. Города были опустошены. Новая власть приступила к полному перестроению, затронувшему все стороны камбоджийской жизни. Народ подвергся массовым репрессиям. Была введена всеобщая трудовая повинность и повсеместно организованы крестьянские коммуны. Медицина, наука и образование – уничтожены. Закрыты больницы, школы, библиотеки, учреждения культуры. Всё это привело к ужасающим последствиям.
«Новых людей» можно было уничтожать без сожаления из-за их многочисленности и из-за того, что они были «классовыми врагами» революции. Многие уцелевшие вспоминают ужасный афоризм, издевательски сказанный о них партийными кадрами: «Не дорого досталось — не жалко потерять».

За время правления красных кхмеров население Камбоджи сократилось по меньшей мере на 10%. Такой эффективности в уничтожении собственного народа мало кому удавалось достичь.

Руководил красными кхмерами «брат № 1» по имени Пол Пот. И именно он более всего интересен для изучения. Как ему удалось прийти к власти в своей группировке, а потом с её помощью захватить страну? Как он удерживал эту власть и почему не смог удержать её надолго? Что в нём было такого, что заставило людей идти за ним и совершать злодеяния во имя идей, им внушенных? На эти вопросы попытался найти ответы Дэвид Чэндлер, составивший политическую биографию Пол Пота. Он дотошно изучил множество исторических материалов, перелопатил огромное количество источников: статьи, протоколы допроса, признания, интервью, заметки, воспоминания, речи – и попытался сложить это в цельную картину.

Пол Пота на самом деле звали Салот Сар, и был он когда-то простым школьным учителем. Его окружал ареол таинственности, проникнуть за который в то время было практически невозможно, а сейчас – неимоверно трудно. Чэндлер – один из тех, кто сделал такую попытку. И мало-помалу туман, окутывающий Демократическую Кампучию, как назвали Камбоджу красные кхмеры через год после захвата власти, начал рассеиваться.
Последовательно и методично Чэндлер рассказывает о том, с чего начался жизненный пусть Салот Сара, какова была обстановка в стране, долго время бывшей французской колонией, каковы были предпосылки возникновения «красных кхмеров», как ввязались они в освободительную войну и как добились-таки независимости и возможности самим определять камбоджийское будущее.
Как и положено пламенным революционерам, красные кхмеры в общем и Пол Пот в частности были плохими хозяйственниками. Зато им удавались планы в лучших традициях «революционных скачков».

Лозунг партии требовал, чтобы средний урожай в Камбодже увеличился втрое, причем не за счет более развитой технологи или материальных стимулов, а как свидетельство коллективной революционной воли народа и переключения военного рвения на экономическую сферу. «Сможем мы выполнить План или нет? — задавал Пол Пот риторический вопрос. — Ответ состоит в том, что мы сможем выполнить его по всем статьям и доказательством этому служит наше политическое движение»

Вот оно, сияющие пламя революционной борьбы, перенесённое в мирную жизнь. Пол Пот вдохновлялся Сталиным и Мао Цзэ Дуном, но у него не было богатых ресурсами и населением Советского Союза и Китая, а только бедная Камбоджа, у которой единственным достоянием был рис. И население – всего-то семь с половиной миллионов. Но рис – плохая опора для экономики, а население внезапно стало сокращаться.
Об инфрастуктуре сельского хозяйства говорилось вскользь. Производство «натуральных удобрений» (отходов жизнедеятельности людей и животных) должно было увеличиться от 5,6 миллионов тонн в 1977 году до 8,9 миллионов тонн в 1980, хотя за счет чего это будет происходить, непонятно. Как ожидалось, новые заводы будут давать несколько тысяч ирригационных насосов. Откуда возьмутся материалы для этих насосов, фонды и рабочая сила, не уточнялось. В другой таблице отмечалось, что в 1979 году Камбоджа «приобретет завод по производству ДДТ», но как и на какие деньги это будет осуществлено — об этом тоже умалчивалось. Точно так же, там, где шла речь о необходимости увеличения поголовья тяглового скота и прочего домашнего скота, а также расширения рыбных промыслов, обращалось мало внимания на финансирование, потребности в рабочей силе, ветеринарию или снижение риска. Навязчивой идеей Пол Пота стал рис. «Если у нас есть рис, у нас есть все», — было передано по радиостанции «Пномпень» еще в мае 1975 года. При чтении плана создавалось ощущение, что он просто пропитан революционным пылом. Если сравнивать это «рвение» с гибельными результатами плана, то его можно было бы считать синонимом дилетантства, невежества и принятия желаемого за действительное.

В юности Салот Сар неплохо играл в футбол и увлекался французской поэзией. Умел неплохо готовить. Учился в Париже и работал учителем французского языка, был любимцем студентов. Обаятельно улыбался и излучал дружелюбие. И занял заслуженное место в череде кровавых диктаторов.
Не правда ли, в людях, незнакомых с нищетой и сельской жизнью, но строивших на пустом месте государство, чувствуется нечто зловещее, даже отталкивающее?

Увы, туман так и не рассевается до конца – слишком уж много сил Пол Пот приложил к сокрытию себя самого и подробностей своей жизни. Как и у многих диктаторов, у него развилась мания преследования. Он предпочитал управлять делами неявно, в обстановке секретности, поэтому о нём самом в период его революционной деятельности мало известно. Чэндлер говорит об этом и заполняет такие пробелы предположениями, но эти предположения не такие яркие и кинематографичные, как в книге Петера Идлинга «Улыбка Пол Пота», и от этого более правдоподобные.

Но в чём феномен именно Пол Пота? Чем он так отличался от миллионов своих соотечественников, что ему далось забраться так высоко? Чэндлеру не удалось найти точный ответ. Видимо, не имеет значения, кто человек есть, в какие идеи он верит и чем руководствуется. Важно то, что он ради этого делает, и готовность соратников делать то же самое.

Салот Сар был неплохим человеком – до определённого момента – и, наверное, желал добра своей стране и своему народу. Пол Пот даже на трибунале не смог понять, какое зло совершил и сколько вреда принёс несчастной Камбодже. Как будто это были два разных человека – добродушный учитель, «всеобщий друг» для студентов и зловещий диктатор, первый среди «братьев».

Пол Поту для строительства «светлого будущего» стране был необходим «один миллион преданных людей». То есть, остальные шесть с лишним миллионов жителей оказались лишними и даже вредными, а потому подлежали «перевоспитанию» или физическому уничтожению как «неспособные» перевоспитаться. К счастью, он пробыл у власти слишком мало, чтобы это осуществить.

Пол Пот был слеп, как и все революционеры. До конца жизни он так и не смог взглянуть правде в глаза.

Тот, кто борется за коммунизм, из всех добродетелей наделен лишь одной — он борется за коммунизм.

К чёрту такую добродетель. Пол Поту удалось «ухватиться за колесо истории» - это любимое выражение красных кхмеров – но он оставил после себя лишь недобрую память. Остаётся надеяться, что эта память останется надолго и послужит примером того, к чему может привести самонадеянность, помноженная на фанатизм, не подкреплённая никакими способностями.

P.S. В приложении есть хронологический указатель и краткая биография Пол Пота, которые помогают структурировать сведения, приведённые в книге. В целом Дэвид Чэндлер проделал хорошую работу, она действительно впечатляет.