Больше рецензий

25 ноября 2016 г. 18:21

55

5

Не буду вдаваться в морализаторство насчет войны, ибо этого итак хватает, судя по рецензиям; да и к тому же, все насчет этой темы давно уже сказано-пересказано.

Произведение многослойное. В нем прослеживаются 3 слоя:
1. социо-культурный
2. исторический
3. абсурдно-сюрреалистический

1-ый слой выполнен в классической для Воннегута непринужденно-отстраненной сатирической манере. Он искусно совмещает брань с литературным слогом, высмеивает пороки и глупости общества, ставит героев в нелепые и смешные ситуации(особенно гг.), изобличает людей такими какие они есть (без деления на наши -- чужие), что наглядно демонстрируется в том, как он преподнес англичан и немцев в скотобойне 5.

2-ой слой раскрыт относительно поверхностно. Как таковых описаний Дрездена нет (лично мне было бы очень интересно сопоставить текущий Дрезден с тем, который был до бомбардировки), но есть выдержка из исторического журнала чуть ли не в конце книги, когда Лили зачитывает Румфурту её в больнице. Также затронута Вьетнамская война (сын Билли в ней воюет), но опять же, ничего о ней не рассказывается. Правда, это вовсе не делает произведение менее великим, да и на самом деле не столь необходимо в заданной автором фабуле.

3-ий слой просто шедеврален! Главный герой, Билли в течение всего произведения путешествует во времени, и делает это постоянно! Воннегут любит в своих произведениях дробить хронологию повествования (квази)хаотичным образом, что рассеянного читателя вполне вероятно запутает, но сделает experience куда увлекательнее. Внимание читателя постоянно переключается: тут вам и Тральфамадорцы, травмы детства, война, зрелость с одутловатой Валенсией, психиатрическая лечебница, лекция на тему НЛО,пресловутый Килгор Траут, и все эти смены кадров осуществляются с помощью перемещения во времени Билли Пилигрима.

SPOILER:
Главная же тема романа, бомдардировка Дрездена, обходится стороной. Рассказано то что происходит до и то что происходит после. Автор проходит по периферии своей кульминации, тем самым как бы держа читателя в постоянном возбуждении. А ведь действительно, можно ли говорить, когда говорить становится безнравственно? Как можно вербализовать весь ужас, который Воннегут увидел?

Да никак. И это правильно.

Несмотря на это, роман получился очень ярким, колоритным, насыщенным и приятным на чтение. В нем сочетается фантастика, реализм, "телеграфическая шизофрения", безумие, сатира и горькая ирония (не даром он говорит "So it goes" 103 раза в произведении каждый раз когда упоминается тема смерти).

К прочтению обязательно любому уважающему себя образованному человеку.