Больше рецензий

18 ноября 2016 г. 02:29

3K

4

Дети ужасны, это и так понятно. Не нужно для этого читать Кокто. Хотя книга вовсе не о том, что они ужасны по своей природе. Скорее, она про то, что если детей не воспитывать, а оставить расти без присмотра, как есть, то они и вырастут, как сорная трава, нахватавшись по верхам ерунды, потакая низменным инстинктам, оживотнивая какие-то человеческие черты. Про это позже напишет Макьюэн в своём "Цементном саду", но Кокто успел раньше.

Базовые, первичные эмоции страшны и разрушительны, если не сдерживать их оковами культуры, воспитания, искусственно созданных рамок. В первородной своей красоте человек хочет жрать, спать и совокупляться. Если один из персонажей книги всё как-то больше склоняется к спать и чтобы пожалели маленького, то кто-то горит алым пламенем страсти и не позволит другой обезьянке забрать тот кокос, на который она уже положила глаз (если вы понимаете, о чем я, о да — эта фраза всё делает лучше). Ни во что хорошее это не выльется, тем более, если вы уже смотрели фильм "Мечтатели". Он, кстати, косвенно по этому самому роман и снят.

Занятно, что в ограниченном мире главных героев все второстепенные воспринимаются, как ненастоящие люди. Вот есть мы, а есть все остальные, существа совсем другого рода, с ними можно играть и даже допускать к ним, но это совсем не по-настоящему. Бедные ужасные дети без родителей так и не смогли вырасти, потому что они так и не смогли по-нормальному научиться быть детьми. Вместо этого они скатились в какие-то жуткие первобытные пучины и собственную мифологию. Книга так тяжела с самого начала, что не будет спойлером, если я скажу, что хорошего финала ждать не приходится. Это ясно с самых первых глав.

Вообще, я прекрасно понимаю, почему такая литература может не нравиться, хотя книга написана мастерски. Почему-то большинству читателей хочется ассоциировать себя с кем-то из главных героев. Поэтому даже с отменными гадами зачастую происходит эффект стокгольмского синдрома, например, я всегда офигеваю от того, как кто-то оправдывает Уолтера Уайта из "Во все тяжкие". В "Ужасных детях" ни с кем себя ассоциировать не хочется, поэтому вживание в книжку физически не слишком приятно, как-то мерзенько, липко, душно, надо бы проветрить. Тем не менее, от такого чтения тоже можно словить кайф. Вы же не в книге, вы тут, в ваших руках переработать чужой опыт — пусть и опыт несуществующих в реале людей — чтобы что-то уяснить для себя. Например, что у каждой фантазии должны быть границы, потому что любая крайность ведёт к апокалипсису.