Больше рецензий

Zimarima

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 ноября 2016 г. 18:27

2K

5

«Крошка Доррит» -- роман, входящий наряду с «Холодным домом» и «Тяжелыми временами» в серию социально значимых романов великого английского писателя Чарльза Диккенса. После выхода книги в свет английская литературная критика признала ее, по сравнению с другими произведениями автора, несколько неудачной. Однако не все придерживались такого мнения. Прошли годы, и роман был высоко оценен соотечественником писателя Бернардом Шоу, американским писателем Лайонелом Триллингом, русским писателем Федором Достоевским.

Роман давался Диккенсу нелегко. Работа шла медленно, постоянно прерываясь то творческими срывами или же недостатком вдохновения автора, то неотложными делами, связанными с работой в театре, то личными причинами. Писатель пытался использовать любую физическую возможность, чтобы набросать хоть пару строчек текста; старался не упустить ни одной мысли, касающейся его произведения, пусть даже эти мысли, а также реплики персонажей, да и сами персонажи всплывали в его сознании подчас другой напряженной работы. В результате получился объемный, цельный, добротный роман, читая который сложно заметить, что он писался с таким трудом…

Мир, который рисует Диккенс в «Крошке Доррит» -- это не совсем та добрая старая Англия, по которой так вздыхают читатели. Это суровый, а временами и жестокий мир, вершителями судеб которого являются далеко не высоконравственные люди, напротив: подхалимы, выскочки, бездельники и т.д., объединенные общим и необходимым признаком – родством с высокопоставленным семейством Полипов (характерная фамилия; Диккенс мастер подбирать имена!), которое на протяжении долгих лет заправляет всем и вся в стране. А чтобы обосновать и утвердить общественную значимость и полезность этого благородного семейства, создано Министерство Волокиты, где все должности, от самой малой до самой высокой, занимают Полипы. Именно занимают, но ничего при этом не делают, ибо основной принцип Министерства Волокиты – не делать того, что следует делать. Неудивительно, что при таком исполнительном органе работа всего государственного аппарата напоминает работу ржавого механизма, а все процессы в государстве идут замедленными темпами, если вообще идут. Впавших в спячку чиновников этого славного учреждения не может расшевелить ни безрезультатно обивающий его пороги Дэн Дойс, автор полезных для государства научных изобретений, ни искатель правды Артур Клэннем, ни многие другие граждане этого государства, тщетно пытающиеся принести пользу своей стране либо надеющиеся на восстановление справедливости.

Еще одним атрибутом этого жестокого и бездушного мира является долговая тюрьма Маршалси. Автор «Крошки Доррит» на себе испытал все тяготы этого мрачного заведения. Его отец, Джон Диккенс, в результате неумелых финансовых операций впавший в долги, провел там несколько лет. По этой причине Чарльзу Диккенсу, тогда еще мальчишке, пришлось бросить обучение и поступить работать на фабрику, а в свободное время навещать отца в тюрьме. К счастью, помогло рассчитаться с долгами наследство, полученное по завещанию от матери несостоятельного должника. Семья смогла встать на ноги, но впечатления и воспоминания о времени, проведенном в долговой тюрьме, остались у Диккенса на всю жизнь и получили воплощение в его творчестве.

Представьте себе мрачное, внушительных размеров здание, обнесенное железной оградой, прутья которой, кажется, упираются прямо в небо. Такова тюрьма Маршалси. Представьте себе светловолосого молодого человека интеллигентной наружности, держащего в руке саквояж и пугливо озирающегося по сторонам. В глазах у него слезы. Это несостоятельный должник мистер Уильям Доррит, приговоренный кредиторами к тюремному заключению за неуплату долгов. Он ненадолго сюда, не больше чем на месяц-два, и даже саквояж распаковывать не собирается, -- говорит вновь прибывший тюремному сторожу. Но реальность, увы, оказывается суровее, чем предполагает этот неудачливый делец. Обремененный к моменту заключения в тюрьму семейством и ставший в третий раз отцом уже будучи в тюрьме, не имеющий никаких средств, чтобы расплатиться с кредиторами, мистер Доррит проводит в этом заведении 23 года, почти смирившись со своим положением и даже найдя в нем некоторые плюсы… Еще бы! Ведь он теперь ветеран этого заведения, получивший титул Отца Маршалси; он пользуется даже определенным уважением (смешанным, правда, с немалой долей иронии) у собратьев по несчастью. А все тяготы и унижения тюремного заключения пытается сгладить его младшая дочь, родившаяся здесь же, в тюрьме, и посвятившая все эти годы своему дорогому отцу. Это Крошка Доррит, как ласково ее называют окружающие.

Образ Крошки Доррит является одним из лучших женских образов в мировой литературе, и не ошибусь, утверждая, что любимым персонажем самого Диккенса. Автор настолько проникся своей героиней, что образ ее стал для него почти что реальным и осязаемым: писателю постоянно казалось, что Эми Доррит сопутствует ему везде и повсюду.

Маленькая хрупкая девушка, бедно одетая, в стоптанных башмаках, зарабатывающая на жизнь поденной работой и при этом вечно недоедающая, чтобы обеспечить ужин своему отцу, -- такова Эми Доррит, младшая дочь мистера Доррита, по доброй воле заточившая себя в Маршалси. С какой теплотой и проникновенностью рисует этот незабываемый образ Диккенс! Вот истинный образец христианства: бескорыстная любовь к ближнему, самоотдача вплоть до самоотречения и самозабвения, жертвенность, стремление помочь страждущим людям, невзирая на личности и на обстоятельства, кротость и терпение в обыденной жизни… С каким мастерством преподносит автор детали, характеризующие эту героиню, с какой любовью рисует ее портрет!

И все же образ Эми Доррит, при всех его достоинствах, не лишен идеализации. И если можно говорить о налете сказочности в этом романе, то героиня выступает в этой сказке в роли доброй феи, ангела-хранителя-утешителя. Однако трудно поверить, что в душе этой девушки, так старательно и самозабвенно выполняющей свой дочерний и христианский долг, не возникали ни разу противоречивые чувства. Ведь она, по сути, является жертвой: жертвой бездумного и безответственного отца, доведшего до нищеты и позора свое семейство, жертвой своего безалаберного брата и легкомысленной своей сестры. Но она ни на кого не держит зла, ей даже не приходят мысли о том, что она жертва. Напротив, Эми беззаветно предана своему семейству. Надо признать, они ее тоже по-своему любят, но их любовь -- эгоистическая. Для них она даже не ангел-хранитель и не добрая фея (куда уж ей, простушке!), для них она просто – палочка-выручалочка. Они знают: Эми в нужную минуту всегда под рукой, всегда поможет, всегда утешит, все уладит. И в самом деле: как не любить такую? Они отдают дань ее заботе о близких, но принимают эту заботу как должное. Более того: иногда зачастую даже упрекают Эми в ограниченности и узости мышления, в том, что мир для нее не существует за пределами тюремных ворот, что она забыла о своем благородном происхождении, что водит дружбу с бедными и убогими, чем позорит (!!!) свое семейство. Они даже осмеливаются утверждать, что Эми – дитя тюрьмы, что ей неведом дух свободы, в отличие от них, рожденных на воле. Им не понять мотивов поступков Эми, ведь она духовно несравнимо выше их самих!

А она делает добро, невзирая на условности и обстоятельства, не задумываясь о том, как оценят ее поступки окружающие. Жалеет, опекает, помогает словом и делом, не требуя при этом ничего взамен, считая все это не долгом, а мизерной платой за ту любовь, которой они ее дарят. Главное для нее – видеть счастливые лица своих ближних. А если и шевельнется в душе чувство обиды или разочарования -- не дать ему прорасти, заглушить на корню работой на благо ближнего, осознанием того, что человеку, которого ты любишь и ради которого трудишься, хоть немного да лучше. Думаю, что в реальности Крошка Доррит была бы именно такой. Наверное, и ее посещали бы хоть иногда, в особенно трудные минуты, горькие мысли о несправедливости судьбы не только к любимому отцу, но и к ней самой. Возможно, на эти чувства и намекает Диккенс, показывая нам страдающую и печальную Эми, сидящую у окна своей каморки, в просвете которого видно небо, зарешеченное железными прутьями тюремной ограды Маршалси. О чем она думает? Только ли о превратностях судьбы, постигших ее дорогого отца? Только ли о неустроенности брата и сестры? А может быть, и о своей загнанной в угол жизни? И даже когда это небо лишилось своего привычного тюремного атрибута и распахнулось, казалось бы, над Эми и ее семьей от горизонта до горизонта, печаль не оставила нашу героиню. И печалилась она теперь не только о несбывшейся любви, но где-то хотя бы краешком души, подсознательно, об утраченных идеальных образах отца, сестры, брата.

А им в это радостное время не было ровно никакого дела до душевного состояния Эми. Для них она всегда была хорошей дочерью и сестрой, исполняющей, как и ПОЛОЖЕНО дочери и сестре, свой ДОЛГ. Зато у них, кроме финансовых, НИКАКИХ ДОЛГОВ НЕ БЫЛО! Единственный человек, который глубоко понимал Эми, был ее дядя Фредерик. И даже Артур Клэннем, при всем его восхищении и преклонении перед мужеством и стойкостью этой девушки, не видит всей глубины и всего богатства ее натуры. Ему невдомек, что эта хрупкая девушка, все свое время занятая заботой о ближних, совсем не ребенок: она взрослая женщина, и она влюблена! И в кого же? В него, старого неудачливого человека (так, по-крайней мере, тогда ему казалось)? Возможно, если бы Артур был внимательнее к Эми в тот начальный период их знакомства, он бы разглядел, что под маской дружеской симпатии скрывается глубокое любовное чувство. Но его сердце в ту пору трепетало от невысказанной любви к красавице Бэби… И нужно было время, а вместе с ним и суровые испытания, чтобы у Клэннема действительно открылись глаза… Радует счастливый финал этой любви, но вместе с тем немного грустно, что Эми для Артура так и осталась «крошкой», милой Крошкой Доррит. Какое-то снисходительно-умилительное отношение сквозит в его желании называть так свою возлюбленную!

Любовной историей, однако, сюжет романа далеко не исчерпывается, а тема беззаветной преданности и самопожертвования тесно переплетается с темой бедности и богатства. Это видно и из самой структуры романа, которая содержит две части, названные соответственно.

Автор не скупится на все оттенки серого в описании тюремного быта заключенных Маршалси, а также расположенных неподалеку арендных домов для бедняков, называемых Подворье Кровоточащего Сердца. Вечная нужда, невозможность заработать на жизнь собственным честным трудом, страх тюремного заключения за долги, -- вот действительно кровоточащие проблемы обитателей Подворья. И тем не менее, здесь присутствует намного более гуманное и доброжелательное отношение к ближнему, чем в среде богатых и привилегированных граждан Англии, для которых главное – соответствовать мнению Общества, быть достойным Его представителем, соответствовать требованиям, выдвигаемым этим Монстром-Бездельником к индивидууму, дерзающему проникнуть в его недра. Для этих людей не существует таких понятий, как Родина, Народ, Нация, Государство. Вернее, все эти понятия меркнут перед одним ничего не значащим, но с большой буквы, словом: «Общество». «Обществу нет дела до того, как Вы себя чувствуете, или же что вы думаете, ему нет дела даже до того, как вы добываете деньги», -- примерно такими словами упрекает своего мужа миссис Мердл.

И это не так уж сложно, имея хорошие деньги, приличные связи и высокопоставленное родство, быть или хотя бы казаться успешным, выхоленным и беспечным. По меткому выражению Диккенса -- лакированным. Главное, что следует освоить новичку, это умение мастерски нанести на себя «лак», выглядеть безупречным джентльменом или леди. А если не получается – к вашим услугам всегда найдется престарелая дама или джентльмен из Общества, которые помогут (разумеется, не бесплатно) в этом непростом деле.

Духовная пустота, душевная черствость и бессердечность, поверхностность, лживость, завистливость и т.д. – вот что характерно для его представителей. Диккенс даже не затрудняет читателя их именами. Соответственно функции, которую они выполняют в Обществе, он наделяет своих персонажей прозвищами: Бюст, Цвет Адвокатуры, Столп Церкви… И все они объединены одним общим чувством: слепым преклонением перед богатством, пусть даже добытым нечестным путем. Обществу это безразлично. Неудивительно, что в такой среде смог появиться, прижиться и стяжать огромный авторитет финансовый мошенник Мердл. И на пике этого авторитета, будучи почти уже лордом, так надуть и опозорить это Общество! Впрочем, оно отряхнулось и продолжало свое беспечное и бессмысленное существование!

Но счастливы ли его достойные представители? Счастлива ли Фанни Доррит, так бездумно положившая на карту судьбы свою молодость и красоту? Счастлива ли миссис Мердл, выполняющая роль статуэтки для бриллиантов (добытых, к слову, нечестным путем) и ведущая постоянную холодную войну со своей невесткой? Счастлив ли, наконец, сам мистер Мердл, никому не нужный и запутавшийся в своих денежных махинациях человек, видящий единственный выход из ситуации -- самоубийство?

Тема бедности и богатства на страницах диккенсовского романа – это не философствование, это однозначный ответ. Автор утверждает, что лучше жить бедно, но честно, чем купаться в роскоши, но при этом калечить собственную душу. Для нас, живущих в 21 веке, когда «душевные» вопросы давно потеряли приоритет перед лицом «реальных» житейских проблем, когда само существование этой эфемерной субстанции под названием «душа» ставится под вопрос, данный вывод кажется несколько наивным. Однако он мудр в своей основе, а значит и верен. И подтверждение тому – слова из Нового Завета:

«какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (от Матфея, глава 16)

Жить по совести в мире, полном зла и несправедливости – роскошь, притом роскошь высокого порядка: духовная. Она требует от человека таких качеств, как самопожертвование, самоотречение, непримиримость ко злу, чувство ответственности за свои поступки, чувство долга перед людьми. Не каждый согласится платить такую дорогую цену за призрачное (по мнению многих) духовное счастье! Эми и Артур платят. Пожелаем же им счастья!

Роман «Крошка Доррит» пронизан верой в торжество истинных человеческих ценностей над ценностями ложными. А главное – он освещен гением автора, его написавшего, его великим мастерством и умением, придающим даже самым печальным и прозаичным картинам налет таинственности, сказочности, интриги и сдабривающим эти картины тонким юмором, на который способен только Великий Мастер Слова.

Комментарии


Я рада, что вы вернулись с такой прекрасной рецензией! Как давно вас не было.


Спасибо! Рада увидеть Ваш комментарий. Увлеклась Диккенсом. В планах -- написать еще на "Холодный дом" и "Большие надежды". Лайвлиб посещаю, но не часто, просто нет времени (все свободное время отнимает чтение Диккенса!).