Больше рецензий

Sukhnev

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 ноября 2016 г. 19:27

867

3 Послевкусие «Золотого века»

«Золотой век» Афин подошёл к концу. Формально это случилось ещё 60 лет назад, как итог Пелопоннесской войны. Но Афинам удалось сохранить творческий и политический ресурс, который некоторое время держал их позиции. Закат проходил постепенно.
Несмотря на поражение в войне Афины пытались играть ведущую политическую роль. Но появление на геополитической карте, сначала сильных Фив, а затем Македонии, окончательно отправило Афины на второстепенный план. Грубо говоря, после битвы при Херонее в 338 году до н.э. Афины утратили свою независимость. В тот год Менандру исполнилось 4.
Вместе с политикой теряла свои позиции и культура. За 7 лет до рождения комедиографа умер Платон, когда Менандр был юношей ушел из жизни Аристотель. Великие люди «уходили» из Афин. Сократ, Еврипид, Софокл, Аристофан...
Наступала эпоха отчаяния и упадка. Эти настроения нашли своё отражение в философии. Начинают появляться люди, которые называют себя киниками, скептиками, эпикурейцами.
Назвать Менандра эпикурейцем я не возьмусь. Но известно что Эпикур был его другом. Влияние молодого философа на своего товарища видно невооружённым взглядом. Например, Менандр, как истинный эпикуреец не ведёт общественно-политическую жизнь. Ведь, чем выше власть достигнутая человеком, тем пропорционально больше число завистников, жаждущих причинить зло. В Менандре проглядывается атеистичность. Он заявляет: «Бог человека — это его совесть». Тем самым показывыает, что каждая личность имеет свой нравственный ориентир. И именно он определяет поступки человека.
Характер человека занимает важное место не только в философии Менандра, но и в его творчестве. В его комедиях судьбу человека решают не Боги, а характер. Отсюда и названия: «Гнев», «Брюзга», «Трус», «Льстец», «Недоверчивый».
Но не одним Эпикуром едины. Ситуация в обществе также оказывала влияние на комедию. Через Менандра и других менее известных комедиографов, она направляла вектор ее развития.
Если вернуться во времена Аристофана, то мы увидим сильные Афины. Афины - гегемон. В этом обществе наблюдался большой интерес к политике. Борьба за власть, демагоги и их учителя софисты. Всё это было неотъемлемой частью жизни многих афинян. Отсюда и сюжеты комедий. Смех над политикой, над войной, над софистами был частью комедий и общественной жизни. Еще в Афинах было множество гениальных людей, которые не всегда ладили друг с другом. Так Аристофан прикладывался по Сократу и Еврипиду. Особенно сильно попадало последнему, шутки в его адрес можно услышать чуть ли не в каждой комедии классика. В отличии от своего предшественника Менандр даже подражал Еврипиду. Цитировал его. Я считаю это благоговением перед гением прошлого.
Что предложил нам Менандр и новоаттическая комедия в целом? Ну во-первых, резко изменились сюжеты. Стали высмеивать насилие над девушками и рождение от этого ребёнка, подкидывание детей. Наверное, все это имело массовый характер в афинском обществе того времени. Во-вторых, как мы сказали выше, большой акцент упал на характеры персонажей. В-третьих, Менандр начинает использовать интригу и направлять людей по ложному пути. Его главная фабула: «неведение — движущая сила действия». В-четвёртых, комедиограф убирает хор. Лично мне это очень импонирует. Он мне не нравился с художественной точки зрения.
Аристотель, так высказался в отношении комедий: «Это всякий может увидеть из сравнения старой комедии с новой: у первых смешное состояло в сквернословии, у второй — более в намеках»
Конечно, мы не можем знать древнегреческую драматургию также хорошо, как ее знал Аристотель. Но можем проверить его высказывания на тех фактах что нам известны. Например, юмор Аристофана и вправду временами был грязный и пошлый. Мне кажется, если бы он был нашим современником, то многие бы говорили: «Пошло и ужасно, все извратил, раньше было лучше»
Время идёт вперёд, все меняется. Ярко вспыхнувшие Афины потихоньку угасают. Менандр человек переходного периода. Он уже не так авторитетен, как люди прошлого, но ещё возвышается над афинянами последующих поколений.

Благодарен Emedrina За прекрасный совет.

Комментарии


Да, именно так - "послевкусие", хотя с другой стороны и можно и как "введение в новый храм комедии", он ведь проторил дорожку всем последующим поколениям комедиографов, начиная с Плавта и заканчивая "Отпетыми мошейниками" и "Иван Васильич меняет профессию"...:)


Если бы я заговорил о введении, то писал бы о том не зная о чем. Так как плохо знаком с дальнейшим развитием комедии. А так получилось хорошее завершение. Дальше пойдут греки, но уже с Сицилии, Родоса и иных полисов/городов. А это уже другое. Надо было подвести черту под Афинами.


Да, с Афинами в этом плане это был уже закат, в философии они ещё долго были "впереди планеты всей", а вот в остальном, увы...