Больше рецензий

19 сентября 2016 г. 13:18

682

«…тело имеет свою историю. Тело несет в себе нашу историю…»

Исследование известного французского медиевиста Жака Ле Гоффа и журналиста Николя Трюона в довольно сжатом, концептуально акцентированном виде преподносит историю «взаимоотношений» средневековых мыслителей, церковников и простых мирян с собственным телом. Речь здесь идет исключительно о Западной Европе. Надо отметить, что отношения складывались непростыми – понятными и запутанными. Да, тело и все, что с ним связано (а это любые проявления) подвергалось табуированию, ибо тело бренно, слабо и всячески подвержено грехам. Одновременно оно и сакрализировалось, потому как Господь создал его в качестве вместилища для бессмертной души. Тело в одно и то же время жестоко бичевали, запрещали, но при этом его красоте посвящали куртуазные произведения. В одно и то же время тело подвергали испытаниям аскетизма и беспрерывного поста и именно в Средневековье вводился этикет правильного поведения за столом (т.е. руки мыть перед и после трапезы, да вилкой пользоваться с большей охотой, хотя последняя традиция со скрипом шествовала по Европе, все же два зубца этого столового прибора ассоциировались с дьявольскими рогами). Конечно, не могло пройти мимо исследователей набившее оскомину утверждение о том, что средневековые европейцы не шибко любили ванные процедуры, а попросту не мылись вообще, что не является такой уж непреложной истиной, ибо в эти «темные» века, к примеру, открывались купальни. Положение женщины всегда было неоднозначным: с одной стороны – первая грешница Ева, с другой – искупительница грехов Дева Мария. Отношение к старости: не долго жили (что понятно), но пожилых мужчин считали убеленными сединами мудрецами, а вот женщин – чуть ли не автоматически причисляли к ведьмам и не воздавали должного уважения. Смех долгое время находился под запретом, при этом не утихали споры о его сущности – божественной или демонической. А вот слезы, наоборот, считались проявлением божьего начала. Стигматы на теле считались отметками божьей избранности, но именно в это время развивается медицина, в том числе, хирургия (которую как-то вообще отделяют от медицины). Спорное отношение и к крови: да, она сакральна (и здесь, конечно, прямая ссылка на кровь и плоть Иисуса Христа), но в то же время практиковалось кровопускание, потому как в крови оказывалось все самое грешное и дурное. Интимная жизнь также подвергалась контролю, например, слишком любить свою жену – грешно, женщине проявлять темперамент – вообще ужас. Кроме того, и сны пытались обуздать, например, снится дурной сон – значит, и человек дурной, ведь праведникам являются только хорошие и светлые сновидения. Иными словами, все-все, даже жестикуляция, мимика и проч. подвергались осмыслению и попыткам контроля. В общем, в книге довольно точно и по делу даны основные характеристики отношения к телу, но более того, показана связь средневековых представлений и нашего времени. Аналитический вывод, пожалуй, одна из самых сильных черт данного исследования. Тема интересная, явно не на одно исследование, почерпнула для себя много любопытного. Кроме того, книга представляет собой сплав исторического анализа и культурологического поиска.