Больше рецензий

metaloleg

Эксперт

Якобы Эксперт Лайвлиба

11 сентября 2016 г. 12:56

322

3.5 Советский взгляд на действия авиации на Московском направлении

картинка metaloleg

Вручение гвардейского знамени 120-му истребительному авиаполку ПВО, который стал 12-м гвардейским истребительным авиаполком. Позади личного состава стоят истребители МиГ-3, которыми 120-й ИАП ПВО (12-й ГИАП ПВО) города Москвы был вооружен с октября 1941 г. по сентябрь 1942 г.


Алексей Григорьевич Федоров воевал с первых дней войны до ее победного конца, от битвы под Москвой до сражений в небе Берлина, лично участвуя в боевых вылетах, командуя с первого дня войны до 1943 года бомбардировочными авиационными полками, а затем до конца войны - 241-й бомбардировочной авиационной Речицкой ордена Кутузова дивизией. Но больше он стал известен в послевоенный период, когда ушел в преподавание и изучение истории отечественной авиации в ВОВ, и написал несколько книг, исследований и воспоминаний. Насколько я могу судить, это - самый научный из его трудов, достаточно кропотливый по подбору источников, но все же предназначенный для массовой аудитории, а не как ДСП-литература. Как и у всех советских трудов у него есть свои плюсы и минусы.

Хотя автор сам был непосредственным участников битвы за Москву, в этом исследовании почти нет личных воспоминаний, кроме одного случая, когда он лично на СБ поднялся в небо столицы в августе, чтобы провести фотосъемку замаскированных объектов. Хотя вроде были предупреждены все зенитчики и авиаторы, но его самолет все равно показался вражеским одному ретивому зенитчику, и тот начал обстрел, к которому присоединились другие батареи. А потом и истребители прилетели. Пришлось сажать самолет и разбираться, почему не прошла информация о полете, а личный состав не знает силуэтов и особенностей своей авиации. Но в целом - это сжатый, но весьма фундаментальный труд о взгляде советской стороны на битву в небе столицы. Он поделен на шесть глав: ВВС и ПВО перед войной и в отражении немецких налетов на столицу. Оборонительная фаза битвы за Москву и период контрнаступления. Общее наступление зимой-весной 1942 года и подведение итогов. Все это с разбивкой на фронтовую и дальнебомбардировочную авиации. Главные интересные стороны этих разделов - огромное кол-во архивных документов, к которым его допустили при написании этой книги, собственно поэтому его первичкой по числу боевых вылетов до сих пор пользуются исследователи, например прочитанный до этого Хазанов. Есть и достаточно редкие для советских исследований темы вроде обеспечения Вяземской воздушно-десантной операции с точки зрения авиаторов, или перенесенные из документов планы боевого применения ВВС ЗапФронта в обороне - таблица, в которой расписано "что если" противник будет наступать в том или ином направлении, и сколько машин будет тогда брошено на его отражение. В общем, для интересующихся авиацией WWII там будут небезынтересные моменты, хотя само повествование достаточно сухое и казенное.

Минус один и он типичен для всех подобных советских исследований - полное отсутствие или игнорирование данных немецкой стороны о своих потерях, посему Федоров не дрогнув, пишет о каком-то поголовном уничтожении немецкой авиации. Например, типичная фраза из книги: "21 и 22 марта под Ржевым произошло два воздушных боя. В первом участвовало 5 истребителей ЛаГГ-3 против 30 самолетов противника. Вражеская авиация потеряла 5 самолетов, у нас потерь не было...". Из еще более фантастичного - он рассказывает как о свершившимся факте уничтожении "не менее 500 самолетов" в процессе авиационного наступления середины октября на вражеские аэродромы, эти цифры Жигарева П.Ф. (Главком ВВС в начале ВОВ) с тех пор кочевали по всем советским учебникам и исследованиям. Немцы же, по современным источникам, подобного "уничтожения" в считанные дни примерно половины своих сил на московском направлении просто не заметили... И так всю книгу, сбиваем и уничтожаем супостатов десятками в небе и на аэродромах. Если все сложить разбросанные на страницах цифры, то получится, что примерно вся авиация Люфтваффе Восточного фронта к зиме 1941-го была вогнана в русскую землю, хотя в конце книги есть таблица по результативности вылетов, где эти самые цифры потерь противника куда более напоминают реальные. Подозреваю, что просто советская разведка не вскрыла перевод части 2-го ВФ немцев на Средиземноморья и пост-фактум приписала успехам своих авиаторов заметное уменьшение кол-ва машин у противника. В общем, типичный для авиации всех сторон в WWII overclaiming у советских авиаторов, и даже, к примеру, если в те 31 штуки Bf 109, что немцы потеряли по собственным данным в октябре-ноябре, не входят севшие, но списанные из-за повреждений машины, то разница все равно остается не менее чем двухкратная. В общем, читайте ее с заметной долей критицизма. Сама книга вышла не очень большим тиражом в советское время, вполне себе ценная букинистическая находка.