Больше рецензий

Phashe

Эксперт

Магистр Лайвлиба

2 сентября 2016 г. 13:14

1K

3.5 Велосипед с квадратными колёсами

"...это был интересный и неожиданный опыт. Если я буду в Питере, то обязательно приеду туда с топором. И буду искать лесоруба. Одну. Лесорубиху."
Из интервью С. П., о планах на ближайшее тысячелетие.

Это как велосипед на квадратных колёсах и с реактивным двигателем: оригинально, круто, но бесполезно и непрактично. Требует доработки. Ездить на нём неудобно, но все смотрят, показывают пальцем и недоумевают. Особо упоротые даже завидуют. Примерно такие же ощущения от чтения Дёблина.

Реактивный двигатель

Роман в несколько основных сюжетных линий. Первая линия повествует об общем ходе развития истории — я назвал бы эту часть геополитической. И эта часть у Дёблина вышла достаточно хорошо — это именно тот самый реактивный двигатель, который толкает всё дело вперёд. Тут он, впрочем, не изобретает велосипед и обращается к истории уже случившейся: матриархат, шовинизм, расизм-национализм, обскурантизм и пр. Дойдя до определённой точки он начинает пускаться в некоторое подобие постапокалиптических фантазий, и это тоже неплохо. Немного сдабривает это дело всякими вундервафлями, которые он особо даже не пытается описать, а лишь в несколько слов-намёков даёт понять, что всякие боевые крепости, испепелители, лучи и прочие крутые штуки это вам ого-го, не с Глока стрелять по движущимся мишеням, а так сразу вжжжиу и нету целого города. Но даже это особо ничего не портит и вписывается в общий стиль повествования, хотя гладким его не назовёшь. Ломано, намешано. Он не вдаётся в механику действия всяких этих штук и принципы их работы, не пытается создать научную фантастику, а просто пишет, что крутая штука делает бдыщ-бдыщ и для многих на этом всё либо заканчивается совсем, либо как-то начинается, они растут и мутируют, поглощают камни, двигают горы и писают реками (это почти-что не шутка сейчас). Он просто фантазирует в общих чертах, — и это хорошо.

Если бы мсье Дёблин ограничился фантазиями о геополитике, то роман был бы совсем так ничего. Он бы как раз и вышел страниц на триста меньше, что только бы его скрасило, но Остапа понесло, и очень жаль. И он начинает прикручивать к велосипеду квадратные колёса.

О конструкции велосипеда

Квадратные колёса

Вторая линия — личная, персональная. Тираны тоже люди и умеют любить-страдать, несмотря на железные руки в крови. Сама идея напомнила мне принцип организации романа "Война и Мир. Идут фантазии в общих чертах о геополитике, народомассах, войновосстаниях, которые между делом чередуются появлениями конкретных героев, которые любят-страдают, — и вот это провал. Собственно говоря сама задумка достойна жизни и необходима, как колёса для велика, но реализация подкачала — колёса почему-то сделали квадратными. Герои ведут между собой достаточно штампованные слащавые диалоги, характеры похожи один на другой. Во второй половине книги эти диалоги начинают наполнятся каким-то мутным мистицизмом и порой скатываются в некоторое подобие пафосного экзальтированного бреда. Такие страницы хотелось откровенно перелистывать, ибо они были абсолютно бессодержательны и загадочно-бредовые фразы героев не поддавались моему банальному умишки, не озарённому откровениями и пониманием высшего смысла. Достаточно было быстро пробежать глазами, чтобы уловить суть, или наоборот совсем перестать понимать даже то, что пару страниц назад понимал. Вникать же в это и читать внимательно — трата времени.

Удобная сидушка

И вот всё бы было плохо, очень плохо и совсем плохо, но тут внезапно Остапа понесло и в этот раз в хорошем смысле слова. Появляется шестая книга. Она как удобная сидушка с амортизацией, которая малость скрашивает тряску от езды на квадратных колёсах. Появляются обещанные горы-моря-гиганты. Величие мира и космоса vs. ничтожество и мелочность человеков. С точки зрения вселенной все мы... нас просто нет, а даже если мы есть, то нас всё равно нет. Если прочувствовать тему, то нагнетает лёгкий экзистенциальный кризис. На волне Лавкрафта и размышлений о потустороннем и зачеловеческом, далее — Камю и "Миф о Сизифе" следуют "Горы, моря и гиганты", как бы продолжая тему, которые просто становятся в некотором смысле пиком, итоговой чертой прочитанного до этого, плюс хорошо ложатся на общее уже нагнетённое настроение. Так что если их и подавать, то только третьим блюдом, после двух подготовительных и атмосферо нагнетательных.

Человечество совсем борзеет и вступает уже в настоящую войну с природой. Земля не хочет так просто сдаваться и всячески сопротивляется. Есть в этой части нечто от первых мифов о создании всего из хаоса. Есть в этом что-то от идеи цикличности истории. Люди преодолевают техногенную фазу цивилизации и начинают впадать в декаданс, затем — к истокам земли, эволюционируют обратно в аналог первобытного общества.

***

В целом читать всё это было одновременно интересно и неинтересно. Тут надо три оценки. За идею — четыре с плюсом; за реализацию — три с плюсом; личная оценка — двойка. Тут есть что-то от "Улисса". Текст перенасыщен, что делает его тяжелочитаемым. Автор же не пытается как-либо это сгладить, а если и пытается, то попытки увы мимо. Ещё половина запятых растеряна с умыслом. Понятно зачем, конечно, но всё же — бесит. Если есть желание поизображать из себя Сизифа-интеллектуала, то это можно почитать, чтобы почесать своё ЧСВ. Ради удовольствия? — надо быть определённого склада человеком и знать толк в извращениях.

С. П.

Флэшмоб 2016, именное проклятие от nedkashtanka

Комментарии


о, крутяк, Пашка прочитал :) а С.П. жду в Питере, конечно.)


Я зашла сказать, что прочитала заглавие как "велосипед с квадратными котейками"


Чёрт, я это представил. Сразу вспомнились комиксы Cyriak. Ему бы это удалось)