Больше рецензий

22 августа 2016 г. 16:48

2K

5

Есть у меня традиция, которой по возможности стараюсь следовать: перед поездкой в страну прочитать что-нибудь из художественной литературы этой страны. Перед болгарским путешествием выбор пал на "Табак" Д. Димова.

Действие романа разворачивается в Болгарии 30х-40х годов XX века. Описана жизнь людей, так или иначе связанных с табачным концерном "Никотиана": организация рабочими коммунистического движения, участие их в стачках, а потом и партизанской войне с одной стороны и накопление капитала табачной элитой путем обмана, предательства и продажи собственных жен немецким чиновникам с другой. Мы видим борьбу за создание нового справедливого общества и гибель от собственных пороков общества старого, символом которого в конечном итоге становится никому не нужный разлагающийся труп миллионера Бориса -- директора "Никотианы".

Отрицательные персонажи Димову удались прекрасно. Несмотря на свои грехи, они способны вызвать сочувствие. Дочь простого полицейского Ирина, искренне любившая, мечтавшая о женском счастье и научной карьере, погрязшая в итоге в разврате и продававшая своё тело за выгодные контракты. Эксперт "Никотианы" Костов, растративший молодость на развлечения и пытающийся найти смысл жизни в спасении больной греческой девочки (безуспешно, ребенок умирает). Лётчик первой мировой войны фон Гайер, романтик, грезящий о славе Германии и чувствующий неизбежность её краха. Борис, в стремлении выбраться из нищеты, потерявший интерес ко всему, кроме денег, и дважды продавший любимую женщину. В других обстоятельствах их жизнь могла бы сложиться счастливо, но "Никотиана" отравила их души так же, как табачная пыль отравляла легкие рабочих.

А вот положительные герои показались картонными и неживыми. Уж слишком правильными получились красавица-коммунистка Лила и её возлюбленный Павел, за 12 лет ставший из болгарского подпольщика со школьным образованием полковником советской армии (а чуть позже и генералом!).
Не верю я в такие разговоры между влюбленными (спор из-за разной оценки текущих партийных директив):

– Ты хочешь и меня утопить в своем болоте, да? Хочешь, чтоб и я дезертировала, изменила партии, делу, своему долгу?
– Лила!.. Через полгода... через год все... весь курс партии изменится...
Он схватил ее за руки и опять притянул к себе, но она, сама не своя, выкрикнула:
– Оставь меня!.. Между нами нет больше ничего общего! Ты вне партии!
Этот крик, сдавленный и странно суровый, заставил Павла немедленно разжать руки.
– Уходи! – грубо приказала она.


Также неестественно смотрятся вставки, где автор открытым текстом пишет, как, по его мнению, должны вести себя герои, и что они должны чувствовать. Например:

Чувства ее были заняты только царящей в мире неправдой. Она не понимала, что борьбу против неправды надо вести одновременно многими средствами и разными способами и что борьба должна быть гораздо более широкой, гибкой и разносторонней, чем этого требуют схемы Лукана.

Или:

...а тут она затосковала по острову. Но Ирина не понимала, что, если она с тоской вспоминает лишь о красках юга, а не о смерти Бориса, фон Гайера или Динко, в этом есть что-то страшное, противоестественное.


Уже после прочтения выяснилось, что изначально значительной части этих не понравившихся мне моментов не было. Первое издание романа вышло в 1951 году, и критики осудили его "за расточительные описания жизни буржуа и недостаточное изображение среды болгарских пролетариев и борьбы революционеров" и рекомендовали "дополнительно прояснить образы коммунистов, полнее показать борьбу рабочего класса". После этого роман был значительно переработан и в 1953 году вышло второе издание, в котором Димов, "учитывая пожелания читателей, расширил изображение рабочего мира, полнее показал образы коммунистов, особенно Павла Морева, ввел новый образ Лилы, положительной героини, призванной противостоять Ирине..."

Не могу сказать, что "Табак" мне понравился, но он стал одним из самых интересных произведений, прочитанных за последнее время. В значительной степени как раз из-за своей неоднозначности.

Original