Больше рецензий

17 августа 2016 г. 22:45

322

5 Книга о современной Церкви

Мудрая и своевременная книга. Написанная в 80-х годах прошлого века, она и сегодня остается актуальной. Об этом говорят названия глав и подглавок: «Переступи порог», «Церковь старух», «Разумеешь ли, что читаешь?», «Дети в церкви», «Богослужебный язык», «Ответственность церкви».
Кто-то прямо сейчас переступает порог храма; кто-то, возможно, пулей вылетает оттуда, наткнувшись на тех самых старух; кто-то не может взять в толк, зачем обращаться к Богу на непонятном языке. А кто-то расстроен тем, что ожидал увидеть в церкви Царство Небесное, а обнаружил самое что ни на есть человеческое. Или обескуражен тем, что в разных храмах — разные порядки. Книга отца Александра может дать моральную поддержку и ответы на многие вопросы.
Стиль книги — «просто о сложном». Причем не только просто, но и глубоко, интересно, убедительно. Немалое достоинство издания — прекрасный живой язык, лаконичность и ясность изложения. Однако это не означает, что читателю предлагают прописные истины. «Побелевшие нивы» полемичны по сути и замыслу:

В этих заметках читатель встретится с критикой нашей Церкви, подчас, быть может, довольно резкой.

1. Без критики всего того, что мешает проповеди Евангелия, невозможна и сама проповедь.
2. Подобно тому, как без размышлений над личными недостатками невозможно никакое движение вперед, к большей зрелости, точно так же без размышлений о недостатках нашей Церкви, в том, что касается человеческой стороны ее, невозможно и ее возрастание.
3. Критика архаических и просто нехристианских моментов в жизни нашей Церкви, исходящая от самих членов Церкви, создаст больше доверия к нам и нашей вере.

Книга затрагивает много неудобных, спорных, болезненных вопросов.
О том, что люди часто приходят не столько к Христу, сколько к богослужению и/или к христианской культуре:

Самое первое и самое главное: в центре нашей личной и церковной жизни, в центре всего должен быть Иисус Христос. Это вроде бы очевидно. Но чаще всего забывают о самых очевидных вещах.

О современном звучании Нового Завета:

Во все времена, как и сейчас, никогда не было ничего более современного, чем Евангелие. Но оно всегда должно быть проповедуемо с учетом того мира и тех людей, которые реально существуют вокруг. Эта проповедь должна основываться не на теоретических построениях и богословских спекуляциях минувших веков, в значительной мере утративших свою актуальность, а давать ответы на сегодняшние проблемы, волнующие и тревожащие наших современников.

Об обрядах и ритуалах:

Спросим себя: так ли проповедовал Евангелие Сам Иисус? Была ли его проповедь сложным ритуальным действием, понятным лишь для посвященых? Разумеется, нет.

Парадоксальным образом Церковь наша долгие годы проповедовала не столько об Иисусе Христе, сколько о Самой С е б е: проповедовала свой устав, предания, иконы, ритуалы, песнопения и пр. Имеем ли мы в таком случае право утверждать, что с нашей Церковью все в порядке, что кроме того, как сохранить «древлее благочестие», мы больше ни о чем и помышлять не должны? Не даем ли мы в этом случае ожидающим «хлеба жизни», наставления и духовной помощи «к а м е н ь вместо х л е б а»?

Именно Иисус, молитвенное общение с Ним есть та дверь, за которой лежит путь ко спасению, и ничто не должно заслонять эту дверь, подменяя собою вхождение в нее, — ни почитание Девы Марии и святых, ни страстное стремление к «послушанию» духовному отцу или какому–либо старцу, ни даже Церковь, которая нередко становится как бы отдельной, самостоятельной ценностью.

О необходимости проповеди Евангелия и наставления в вере:

Высокая природная религиозность нашего народа также нуждается именно в проповеди Евангелия. Без этого никакие самые пышные и торжественные богослужения не приведут к христианизации наших соотечественников, и христианство останется лишь православной религией меньшинства, а не христианской верой народа.

О необходимости духовного взросления, «взрослой» веры:

При этом из любви Божией к нам вытесняется, вычеркивается ее мужественный аспект, наиболее трудно переносимый из–за содержащегося в нем призыва к ответственности, самостоятельности, взрослости. Вместо этого между нами и Богом, открывающимся в Иисусе, поставляется Богородица, по–матерински, по–женски прощающая и милующая и жалеющая, которая упросит, умолит грозных и требовательных Отца и Сына. Все это порождается естественным стремлением человека бежать от ответственности, уйти во младенчество, спрятаться в материнских руках, и никогда оттуда не выходить, никогда не становиться взрослым. Но Бог хочет от нас именно этого, именно к этому Он нас неизменно призывает — быть соработниками Ему в этом мире, быть Его устами, проповедующими Евангелие, Его руками, готовыми действенно помочь всем, кто в этом нуждается.

О патриотизме:

Патриотизм, как чувство, прежде всего, элементарной ответственности перед Богом за все то, что он поручил каждому из нас, призвав нас к жизни именно в это время и на этом месте, — такого рода «нормальный» патриотизм, одновременно уважающий других людей с их верованиями и идеологиями, непохожими на наши собственные, остается слишком неприметным.

А также об иконопочитании, культе святых, экуменизме, единстве христианского мира, о молитве, о необходимости богослужения на всем понятном современном русском языке… Книга священника Александра Борисова актуальна не только потому, что многие вопросы, которые ставились больше 20 лет назад, остаются нерешенными, но и потому, что в ней намечаются конкретные пути выхода из многих тупиков.