Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 июля 2016 г. 07:32

682

4 Физкультурная утопия

Страстная, увлечённая книга. Она носит некоторые родовые травмы академической среды, но это, к счастью, не убило ее задора и восторга, и автор смог вдохновенно написать о Самохвалове и Дейнеке.

Сразу стоит оговориться - название ложно, даже полное название («Спорт в СССР: физическая культура — визуальная культура»), скрытое под обложкой. Книга на самом деле о том, как советский спорт отражался в советском же искусстве. И об этом написано хорошо, со знанием дела и без клюкворобства.

Но мне хочется как раз к названию и прицепиться. Оно - образец академического птичьего языка. Автор хотел написать о впечатливших его работах советских художников сталинской поры, но он явно чувствовал, что это сочтут мелкотемным и не слишком интересным. Поэтому прицепил к книге краткий, скомканный пролог о конструктивизме с авангардом и не менее бессодержательный и необязательный финал о контркультуре 80-х. Это позволило назвать книгу историей всего взаимодействия культуры и спорта в СССР, но искусственность этого набора бросается в глаза.

Главы же о Дейнеке, Самохвалове и Чайкове прекрасны. Здесь автор избавляется от обязаловки структуры (которая явно говорит о том, что книга выросла из диссертационной работы, все признаки налицо - разработанность темы, новизна работы и т.д.) и погружает читателя в удивительный мир сталинского искусства. Странная, причудливая смесь древнегреческого академизма официальной культурной политики и энергия авангарда, ушедшая под поверхность, привели к возникновению “Футболистов” Чайкова, “Будущих летчиков” Дейнеки и “Девушки в футболке” Самохвалова.
картинка red_star
"Девушка в футболке", 1932, А. Самохвалов
Эта книга подарила мне “Футболистов”. Дейнеку я люблю уже давно, люблю вспоминать посещение его большой персональной выставки в ЦДХ. Самохвалова я знал по той самой “Девушке в футболке”, а потом открыл его благодаря восхитительным заставкам прогноза погоды на канале “Культура”, где его работы были представлены во множестве. А вот Чайкова я не знал, хотя саму скульптуру видел, как и её уменьшенную копию, украшающую чемпионский кубок РФПЛ.
картинка red_star
"Футболисты", 1938, И. Чайков
Автор влюблён в этих трёх художников. Значительное место в книге занимает пристрастный, местами пересыпанный откровенным синдромом поиска глубокого смысла анализ их работ. Будь это легендарный советский павильон на Всемирной выставке в Париже 1937 года (не только “Рабочий и колхозница” делают его таковым) или станция “Маяковская” Московского метрополитена - будьте уверены: вам объяснят значение поворота левой ноги второго физкультурника справа в третьем ряду колонны.

Из любопытных наблюдений - связь между популярной в предвоенной культуре темой вратаря и образом пограничника. Ведь и правда, и фильм, и картина Дейнеки, и знаменитая песня, и книга Кассиля «Вратарь республики» (1938) прямо увязывают это амплуа с защитой родных рубежей.

Удался автору и эпизод, рассказывающий о выходе советского спорта на мировую арену при позднем Сталине. Оказывается, ещё до Олимпиады в Хельсинки 1952 года советские конькобежцы начали принимать участие в чемпионатах мира. И женская сборная добилась заметных успехов, вызвав к жизни и скульптуры, и даже натюрморты, вдохновлённые их победами. Двойственность ситуации в этих работах вполне подчёркнута - спорт ещё недавно был частью внутренней утопии по созданию идеального человека, а теперь становится средством получения международного престижа.

Попытки же создать целостную картину взаимодействия спорта и культуры автору не удались. После краткого описательного рассказа о значительных событиях: о первой Спартакиаде 1928 года, о турне команды баскских футболистов из республиканской Испании в 1937, о физкультурных парадах - автор сбивается на дробь, частит и мельтешит, пытаясь показать непосредственную связь этих явлений с картинами, скульптурами и плакатами. Эти неудачи закономерны, так как являются следствием надуманной темы. Лучше бы дальше рассказывал про Дейнеку.

Но я придираюсь. Если простить ненужный жаргон и продиктованный академической средой жёсткий формат, то книгу нельзя не признать удачной. Автор знает свой предмет, увлечён им и не допустил ни одного серьёзного ляпа, что для иностранца удивительно, когда они вступают на тонкий лёд рефлексий и интерпретаций. Книгу можно смело рекомендовать тем, кто хочет разобраться в полутонах и попытаться уловить связь между жизнью, идеологией и искусством.

И тем, кого захватывают коллажи Клуциса и Эль Лисицкого, чью голову кружит “Вратарь” Дейнеки и девушки Самохвалова. Тем, кого не оставляет равнодушным несбывшаяся утопия, мечта, в которую довольно долго верили. Верили в то, что физическое развитие откроет дорогу к гармоничному обществу, что спорт для всех, массовый спорт - это дорога в будущее. Наивно, но такие иллюзии дорогого стоят.

Книга прочитана в рамках основного задания Долгой Прогулки на июль, команда "Ё и другие буквы": strannik102 , Clickosoftsky , red_star и Maktavi

Комментарии


клюкворобство

Зачетно.


Термин не мой, я просто деформирован регулярным чтением сообщества ru_kLukva_ru в живом журнале. Иногда настоящие шедевры попадаются.


Тема не моя, но "Футболисты" потрясающие! Надо дойти до Третьяковки на Крымском, рассмотреть вблизи. :)


Удачного похода!