Больше рецензий

BlackGrifon

Эксперт

Эксперт? Не, не видел

28 июня 2016 г. 12:48

36

4 Последствия рефлексии

Маленькое наблюдение: современная отечественная малая проза отличается во многих случаях некой стилистической тождественностью. Будто все учились у одного преподавателя или занимались на одном писательском семинаре. В этом нет ничего неправильного, сталкиваясь с таким своеобразным клоном, чувствуешь себя сразу как-то уютно. Это короткие предложения, нередко с глаголами в настоящем времени, использование звукоподражательных слов. Мысли героев изложены в разговорной манере, но содержательно. Много литературных рюшечек – цветистых метафор, пафосных, но оригинальных сравнений. Мир такой прозы будто состоит из неожиданных наблюдений за реальностью, которая так и просится, чтобы ее описали с подвыподвертом. Звучит иронично, конечно. Но на самом деле доставляет удовольствие. Всем этим обладает и рассказ Артема Белоглазова. Формально «Снова осень» - фантастический. Герой заперт в пустом городе, который видится ему искусственно созданным, нарисованным. Наедине со своими мыслями, он борется за выживание в одиночестве и гнетущей и атмосфере. Белоглазов сводит два угла зрения, столкновение которых трагикомично и неразрешимо. С одной стороны, это герой – простой рабочий парень, трогательно грубоватый. С другой – его погибшая возлюбленная, воспринимающая жизнь через томик стихов Пастернака. Наивно созданная антагонистичность, тем не менее, дает возможность автору поиграть со словами, образами, ритмами. Это такой романс, без начала и финала, но что-то двигающий в душе, трогающий простые, но звонкие струны.