Больше рецензий

Zok_Valkov

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 мая 2016 г. 16:28

152

5 Оглушенная тишиной)

Грустная тенденция последнего времени заключается в том, что если я не запишу впечатления от книги немедленно по прочтении, то с каждым днем я буду терять яркость воспоминаний на 5-10%. Мне очень понравилась «Тишина» Питера Хёга. Сегодня восьмой день и у меня осталось процентов двадцать интенсивности эмоций и ощущений.

А жаль.

Хёг совершенно очаровал меня. Я в него нырнула, побарахталась пару страниц, чтобы приноровиться и случилось чудо - я поплыла! И мне было легко и комфортно в этих перемещениях повествования по времени и пространству. И меня грела эта нежная путанная полуграфоманская стилистика. И мне свежо дышалось в этом мутном сюжетном тумане.

Я читала его с каким-то физическим удовольствием. И это не мешало моему внутреннему критику отмечать нереалистичность главного героя (право, чистый Кенор Дины Рубиной – тот же обаятельный и невозможный человек!) – Каспера Кроне, картонность Клары-Марии, странность Стине, фантасмагоричность безногого водителя, нарочитость Синей дамы, да даже, черт возьми, общую ненормальность всего происходящего! И получать от этого кайф.

Есть две темы, которые, говоря о «Тишине» невозможно обойти вниманием.

Первая - религия. Казалось бы, все мое атеистическое нутро должно было взвиться и возопить свое трезвомыслящее «Фи!» тому, что в книге постоянно мелькает какой-то всевышний на периферии и кто-нибудь все время возносит молитвы. Опять же какой-то православный орден, монашки, свечки… Конечно, в местах злоупотребления подобными вещами, а они, увы, у автора были, я конечно и могла поморщиться в раздражении, но в целом вся эта церковщина (так хорошо сочетающаяся с цирковщиной) совершенно не вызвала у меня отторжения. Это было сродни моему ощущению от прекраснейшего мультфильма «Тайна Келлс» - где в центре внимания книга, как явление, а не конкретная библия с картинками. И вообще, есть вещи, от которых всегда можно абстрагироваться, вон, цирк и клоунов я тоже не очень-то люблю, но это не мешает мне чувствовать романтику этой жизни и поддаваться обаянию атмосферы книг на эту тему (вспомним, тот же «Почерк Леонардо»!). Я вполне могу оценить красоту и возвышенность молитвы, хотя бы потому, что она порождена человеком и как слова, и как порыв. Как бы часто герой не прибегал к этому способу сосредоточения на желаемом, я готова это принимать. Почему нет?!

Вторая и главная тема – это, конечно музыка. Я звенящей завистью завидовала тем, кто ее слышит и понимает, в отличие от меня. Есть ведь те удивительные люди, которыми не надо при слове бариолаж лезть в словарь за уточнением, люди, которым можно сказать фа-минор и они услышат о чем речь, люди, для которых фуга, в конце концов, вовсе не ядовитая рыба! И это всё не я. Полная бестолковщина в музыке я не отличу Баха от Бетховена. В общем-то, получая удовольствие от классической музыки, я абсолютно невежественно не знаю ее основ. У Хёга (как, опять-таки часто бывает у Дины Рубиной) музыка пронизывает всё повествование и медаль тому человеку, который запишет аудиокнигу с подложкой из нужных произведений в нужных местах – право, может получиться уникальный полудрагоценный сплав жанров редкостной красоты! В целом, мистическая и фантастическая звуковая дорожка вселенной вышла у Хёга удивительно яркой, звучной и гораздо более богатой, на мой взгляд, чем мир запахов у Зюскинда. Конечно, и здесь есть свои милые авторские нелепости, например, с количеством упоминаний Баха может конкурировать разве что малознакомый мне датский философ Кьеркегор))) А уж на фразах «Бах поступил бы так же» или «Бах тоже бы так сказал» я вообще хихикала как ненормальная, вспоминая, расхожую в моей реальности фразу Хармса: «Серов, художник, по крайней мере так рассудил»))))

Конечно, заглянув краем глаза в отзывы, я не могла не заметить, что многие считают «Тишину» вторичной по отношению к легендарной «Смилле и ее чувству снега». Я не читала «Смиллы», так что вся моя влюбленность в автора щедро вылилась на «Тишину». Про героев, про Копенгаген, про цирк, про этот странный мирок, созданный Хёгом, я могу сказать лишь одну не менее странную фразу, в которую у меня уложилось все противоречивое и восхищенное ощущение от книги – если бы Босх был добрым и если бы он был современным писателем, то, наверное, он был бы Питером Хёгом…

Всё, боюсь еще что-нибудь сказать, дабы не сбить с толку окончательно и не вызвать неверных ожиданий. Почему-то мне кажется, что это одна из книг, по отношению к которой люди будут четко делиться на «за» и «против» не оставаясь равнодушными.

Читайте!