Больше рецензий

22 мая 2016 г. 16:20

345

5

Среди кавказских археологов, безусловно, почетное место занимает автор книги Кузнецов Владимир Александрович – ныне научный сотрудник Северо-Осетинского института истории, филологии и экономики, заслуженный деятель науки Северо-Осетинской АССР и РСФСР.
Начиная с 50 гг. он принимал участие в многочисленных археологических экспедициях. На сегодняшний день имеет около 200 печатных работ, книги по истории и археологии Северного Кавказа.
Монография «Христианство на Северном Кавказе» готовилась к юбилею 2000-летия христианства (первая редакция вышла в 2002 году во Владикавказе опубликовано издательством «Ир» и было выполнено и оформлено как академический труд. Будучи представлено на конкурс Макариевского фонда РАН 2005 г. оно удостоилось золотой медали и диплома). Издательство «Снег» выпустило научно-популярный труд почти полностью освобожденный от академического оформления и более доступный для любознательного читателя-неспециалиста. Собственно вторая редакция мне и попала в руки.
В книге рассматривается история распространения и проникновения христианства на территорию Северного Кавказа, роли в этом процессе таких государств как Византия, Грузия, Италия. Показано, что ряд современных мусульманских народов Северного Кавказа ранее был приобщен к христианству.
В главе I Христианская миссия Византии автор рассказывает о проникновении христианства в Закавказье и восточное Причерноморье, северо-западный Кавказ. Небольшой параграф посвящает Крыму как важнейшему форпосту византийского православного влияния на прилегающие регионы, в том числе и на Северный Кавказ. Подробно говорит о проникновении христианства в Хазарию и первых контактах алан с христианством. А в заключительных параграфах этой главы освещается вопрос о принятии христианства в Алании и структуре аланской епархии. Последний является для меня любопытным открытием. Оказывается Центром епархии являлся «Аланополис» (знакомое нам как Архызское городище - Карта ), включавший в себя кафедральный собор, резиденцию митрополита и его клира, монастырь с крупным средним храмом, вполне вероятно церковная школа для подготовки приходских священников из монахов, здесь мог находиться главный скрипторий епархии, откуда велась переписка и составлялись текущие документы. Все это судя по всему и определило доминирующий статус христианского центра в ущелье Большого Зеленчука. Посколольку он («Аланополис») возглавлялся митрополитом Алании, прямо ему подчиненную округу, составляющую его приход, автор условно называет Аланской митрополией. Т.е. она была административным ядром аланской церковной организации. Из епископий (к сожалению карт епископий я пока не встречала) выделяются (по-видимому условно): Урупскую (прндполагаемый ее центр локализуется на крупном городище X – XIII в верховьях р. Уруп (Отрадненский район Краснодарского края)), Кубанскую (центральным храмом которой является Шоанинский храм), Ахохия (горная зона Северной Осетии), и Кавказия (Верхний Чегем в Балкарии).
Во II главе говорится о миссии грузинских христиан в Алании и рассматривается ореол распространения её в областях Двалетии, Дзурзукетии и Дидо.
Последняя глава освящает римско-католическую экспансию на Северном Кавказе.
В основу всей работы положен анализ и обзор отечественной и зарубежной историографии, письменных, археологических, историко-архитектурных памятников.