Больше рецензий

M_Aglaya

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 мая 2016 г. 20:03

208

5

Внушительное издание. )) Массивный первый том из... ряда таких же массивных томов. Письма расположены в хронологическом порядке, идут с комментариями... Если есть варианты, добавлены и варианты. (да, вот такой человек - даже письма идут в вариантах... )
Минусы небольшие... )) Нет ответных писем, из-за чего все это выглядит как крик в пустоту... С одной стороны, понятно, что тогда издание вообще разрастется до размеров невообразимых. И что такая форма - одна из разновидностей публикации писем. Но если у других можно хотя бы с уверенностью полагать, что переписка таки была, разговор шел... то как раз с Цветаевой в этом смысле ни на что полагаться нельзя. С нее вполне станется писать и воображаемому адресату, то есть я это очень легко могу представить! В смысле, писать конкретному лицу, но не отправлять. Так что в этом плане ответные письма были бы очень кстати! дали бы нужную перспективу.
Ну и, хотелось бы ко всей этой лавине страстей - фотки и портреты. Чтобы хотя бы представлять, что за люди, которые тут фигурируют. Но это, я понимаю, уж совсем из области мечтаний. ))
Прочитав том, погрузилась в раздумья. Тут, конечно, надо, серьезно и солидно, изучать биографии, специалистов по творчеству и все такое. Делать это мне не особо хочется, потому что отечественным (а других все равно нет) исследователям я не доверяю... (да-да, и из-за той самой вакханалии с детьми в том числе!) Так что просто, чисто мои субъективные впечатления от чтения писем (как остро выразилась здесь сама М.Ц. - "живое мясо души" )
Я думаю - она всегда, с самого детства была очень странной. Как говорится, не от мира сего. Она могла встретить кого-нибудь где-нибудь мельком - и тут же что-то вообразить - и тут же начать писать ему письма, что она его любит вот прямо единственной любовью на земле... Потом эта волна уходила, и она писала письмо "я перестала вас любить"! Я думаю, она пугала людей. И уж во всяком случае, напрягала! Потому что такие личности ожидаешь же встречать в романах сестер Бронте, а никак не в реальной жизни... В то же время, про нее не скажешь, что она "витает в облаках", ну, как обычно принято представлять таких себе милых поэтических девочек, в стиле "ах, я вся такая внезапная!" Она не милая. Она очень чутко воспринимает окружающую реальность, ухватывая мельчайшие детали. Просто до поры, до времени она соглашается мириться с тем или иным. А потом - больше не соглашается. И это, опять же, не способствует налаживанию прочных отношений с людьми. Да она к этому и не стремится. Она всегда вне. "Не злая, не добрая, а так себе - дальняя". Да уж, в любом случае, тут нет разногласия между личностью поэта и его творчеством.
Ну и вот, это всегда было, но в условиях нормальной жизни не так остро проявлялось... А потом - революция, война, опять война... мировые катаклизмы... И она уходит от реальности вообще. Такая защитная реакция. И - сознательный выбор. (( Вот если сравнить с дневниками Чуковского (которые я потихоньку читаю), то Чуковский наоборот - отказ от творчества и погружение в стихию реальности, быта, сосредоточенность на этом при почти полном отключении чувств, эмоций (иначе можно рехнуться). А у Цветаевой - полный отказ от реальности, быта (в смысле, сознательное его не замечание, игнорирование) и уход в творчество, чувства, эмоции. А для того, чтобы поддерживать эту творческую энергию - как сама же М.Ц. и написала - ей необходимо постоянно находиться в состоянии влюбленности. Отсюда начинается этот круговорот придуманных романтических героев на основе всяких случайных встречных... потоки страстных писем (которые как раз пишутся с вариантами, потому что не сильно отличаются от стихов и поэм)... И все это не долго длится, потому что, видимо, нельзя же долго воображать на пустом месте. А герои, видимо, все-таки оказываются довольно мелкого масштаба... невзрачные довольно-таки... Но и стихи продолжаются...
"Я устала, будто прожила сотню жизней". (((


"Только на вершине восторга человек видит мир правильно, Бог сотворил мир в восторге, и у человека не в восторге не может быть правильного видения вещей."


"Луч идет, пока его не примет взгляд. Луч шел. Ваше дело - остановить. Тогда окажется: луч шел к Вам.


"Ни о чем вообще не надо бы писать: отложить перо, впериться в пустоту и рассказывать (насказывать!). А потом - пустой лист - и наполненная пустота. Не лучше ли?"


"Я еще никого не угнетала и не удушала в жизни, я для людей - только повод к ним самим. Когда они сами есть. Над отсутствием я бессильна."


"Стихи сбываются. Поэтому - не все пишу. Я не себя боюсь, я своих стихов боюсь."