Больше рецензий

29 марта 2016 г. 14:22

260

4

"Накануне". История о непростом человеке Дмитрии Никаноровиче Инсарове - болгарине, поглощённом чувством мести, - и о его любви к типичной тургеневской девушке, сердобольной и несколько наивной Елене Николаевне Старцевой. История их отношений непроста - при знакомстве Инсаров не понравился Елене, однако последующие события заставили её переменить свои чувства. Влюбленным приходится пройти через множество препятствий, состоящих в основном из предрассудков окружающего их общества. Для читателя 21 века, не знающего политической и социальной обстановки 1850-х годов, это будет увлекательное чтение с романтикой, галантными кавалерами и барышнями в кисейных платьях.

"Отцы и дети". Нигилиста Евгения Васильевича Базарова знают все, кто в школе не спал на уроках литературы. Опять-таки непростой герой, мечущийся между своими принципами и внезапно нахлынувшими чувствами к Анне Сергеевне Одинцовой. На первый взгляд в романе не так уж много эпизодов отведено непосредственной конфронтации отцов и детей, поэтому в школе я недоумевала по поводу названия произведения. Но проблема, конечно же, есть, и подана она в более глобальном смысле, чем пара споров и дуэль. Сейчас во время чтения мне частенько вспоминался шахназаровский "Курьер" с его "мы перебесимся и станем такими же, как вы". Кирсанов вот "перебесился", стал "галкой", но вот смог бы так Базаров? Я думаю, что да - если бы обстоятельства сложились иначе. Хотя это, конечно, открытый вопрос, и ответа на него просто не существует.

В целом же, скажу крамольную вещь: мне довольно скучно читать Тургенева, потому что сложно увидеть в его произведениях нечто большее, чем интересный сюжет. "Отцы и дети", конечно, вечны, но вот "Накануне" не воспринимается без знания обстановки в Болгарии 150 лет назад (вы вот знаете? я нет). Где-то я слышала объяснение этому: мол, романы Тургенева остросоциальны, но актуальны только для людей середины 19 века - высвечивались проблемы, волновавшие общество именно в период создания того или иного произведения. Собственно, точно так же лет через 100-200 наши потомки будут читать художественную литературу про современные политические игрища - воспринимая их как экзотические "дела давно минувших лет", не понимая половины.

Каждому времени - свои герои. И свои проблемы. Хотя, повторюсь, "Отцы и дети" вечны (ох уж этот штамп!).