Больше рецензий

28 марта 2016 г. 10:11

453

3

Наверное, нет в мире другой такой книги, за толкование которой было бы сломано столько же копий, как за книгу Бытия. Сама по себе книга не очень большая, но основы мироздания христианской традиции занимают и того меньше – буквально пару страниц.
Я читаю Бытие как читала бы Старшую Эдду или Калевалу. Или, по крайней мере, очень стараюсь, чтобы это было так. Для меня, далекой от религии, в священные тексты которой входит и этот, он является в первую очередь литературным и культурным памятником. С другой стороны, это книга, которую многие люди воспринимали – а может быть где-то и воспринимают до сих пор – буквально, а не символически, и с этим своим восприятием потом такое творят и несут… Но я честно, честно старалась держать нейтралитет со всеми своими предубеждениями, чтобы мнение относительно книги было именно мнением относительно книги, а не относительно людей, которые когда-то как-то поняли, и что-то с этим сделали.

Дальше...

К тому же, даже если автор – действительно легендарный Моисей, действительно писавший под диктовку божественного откровения, какие-то разночтения могут объясняться переводами, или степенью сохранности текста, или чем-то еще – да мало ли причин, искажающих изначальный замысел… Впрочем, так можно сказать абсолютно о любом тексте.
Итак, Бог сотворил мир. Тьма была до Света, Твердь появилась после Воды, птицы и рыбы появились в один день, звери – в другой. Интересна классификация этих самых зверей на гадов, скот и зверей земных непосредственно. Интересно то, что день и ночь были разделены в первый же день, а светила небесные придуманы лишь в третий – предложение считать эти дни равными календарным-астрономическим дням кажется лишенным логики, но я же стараюсь не оглядываться на чьи-то трактовки, и читаю дальше.
Бог сотворил человека и подарил ему сотворенный мир. Бог понимает, что одному человеку быть негоже, и… Создает Еву? Не-а. В первую очередь ведет Адама давать имена зверям и птицам. Многое уже говорилось о том, какую власть имеет Имя и Тот, Кто Дает Имена. Чтобы давать Имена нужно видеть суть. Адам называет имена, и видит, что подобного ему среди зверей и птиц нет. Только тогда Бог создает женщину – она, к слову, имя свое получает лишь после грехопадения, а Змей – это просто змей, и ни слова о его дьявольской природе. «Добро» и «Зло» – две абстрактные категории, которые не расшифровываются ни единым словом.
В детстве матушка всегда говорила мне, что Адам с Евой не доросли душой до того, чтобы получить это знание, и получили бы его в свой черед, когда были бы к этому готовы – я, к сожалению, не знаю, откуда она это взяла, и кто об этом писал, но в этом, изначальном тексте, я ничего похожего не вижу. Зато вижу вот что:

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева вечной жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
И выслал его Господь Бог из сада Едемского…

Христианский Бог – или правильнее говорить об еврейском, ибо христианства тогда не существовало? – это очень одинокий Бог. По иронии «одинокий» так похоже на «Единый» – как две стороны одной монеты… Да, он не берет все, что движется, как, например, Зевс – языческих богов многие обвиняют в слишком человеческих пороках, но гневливость и гордость – разве не те качества, что к грехам относятся, и Богу должны быть неведомы? Так же, как он, создавать «подобных» – удел того, кому не хватает равного. Да и в чем оно, подобие это, кто знает. Может быть в физическом воплощении, как считали раньше, может быть – в ином… Родители часто гневаются на детей за их непослушание, забывая при этом, какими сами были в детстве, или, наоборот, слишком хорошо видя собственные недостатки в этих самых детях.
А когда Бог начинает реже вмешиваться в человеческие пути, читать становится интереснее. Как книгу сказок, потому что некоторые сюжеты кажутся фольклорными, и так или иначе встречавшимися везде. А перестать отслеживать каждый шаг человеческий Бог решает после Потопа, уничтожившего все, что ему не по вкусу пришлось – видимо, все творцы одинаковы в сути своей. Момент, когда Авраам торгуется с Богом за Содом и Гоморру – торгуется! С Богом! – это же прелесть, что такое. Или, вот, скажем, жили-были у отца с матерью два сына, близнецы. Отец любил одного, мать любила другого, и когда перед смертью отец решил благословить своего любимого сына, мать велела другому переодеться и хитростью получить это самое благословение. На второго – любимого же, помним, да? – благословения не хватило, и пришлось братьям идти в разные стороны света, дабы не убить друг друга ненароком. История Иосифа, проданного братьями в рабство за то, что напророчил им, что будут ему поклоняться, закончившаяся тем, что случилось предсказанное и все осознали свои грехи – не менее архетипный-сказочный сюжет.
При этом у книги очень красивый язык. В ней потрясающие генеалогические таблицы, я в них просто влюблена, хотя навскидку воспроизведу лишь пресловутое «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова», зато я теперь знаю, что кроме Каина и Авеля у Адама и Евы был по меньшей мере еще один сын, и Ной, в лице которого все последующее человечество пережило Потоп – его потомок, а не Каинов.
Искренне затрудняюсь с тем, чтобы как-либо оценить прочитанное. Нейтральная оценка – не синоним равнодушию, просто в оценках я как раз-таки привыкла быть субъективной, но отделить красоту слога и понимание важности текста для самосознания целого народа, пусть и далекой-далекой земли от удивления, вызванного некоторыми открытиями, очень проблематично. Поэтому, три балла из пяти – это не "нейтрально", просто книга вызывает множество мыслей, а думать - это всегда интересно. Но она не созвучна мне, поэтому и нравиться в полном смысле слова не может. Иногда бывает так, что сам текст развеивает предубеждения, заранее вокруг него сформированные, но вот не произошло со мной ничего подобного.