Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 марта 2016 г. 00:17

122

5

Стивен Кинг не раз признавался, что всем его творчеством движет настоящее чувство страха. Он изливает его на бумаге в надежде на то, что они всё же паугаснут, хоть и не исчезнут вовсе. Страх перед мобильниками породил его одноимённый роман (к слову сам писатель не имеет мобильного телефона), «Оно», «Тело» и «Долорес Клейборн» (хоть последние и не относятся к жанру ужаса) вызваны тяжёлым детством, «Туман», небезызвестная «Кэрри», «Полицейский из библиотеки»… были порождены либо собственными страхами, вызванными неугасающей бурной фантазией писателя, либо случаями с его близкими Исключением не стала и повесть «Секретное окно, секретный сад» - одна из четырёх, вошедших в сборник «Четыре после полуночи». Писалась она в сложный для Стивена Кинга период, когда он яростно боролся с алкогольной зависимостью, зависнув в ней вот уже на протяжении многих лет. Писатель признавался, что алкоголь помогал ему в работе, выдержать тот бешенный ритм, который тогда испытывал Стивен, выпуская по четыре романа в год. Однако эта пагубная зависимость всё чаще давала о себе знать, затуманивая сознание, иногда Кинг просыпался и абсолютно не понимал, что с ним происходит и где вообще он находится. Всё это отразилось и в повести «Секретное окно, секретный сад». В сущности, об этом и есть само произведение.

Находящийся в творческом кризисе писатель попадает ещё и в кризис жизненный – застав жену в постели с любовником, он с ней разводится, хотя по-прежнему любит. Он уединяется в дачном домике у озера, в деревенской глуши на лоне природы и пытается создать настоящий шедевр, но изо дня в день не выходит ни строчки. К тому же некий фермер из Миссисипи заявляется к стремительно теряющему известность писателю и обвиняет его в давнем плагиате. Послать бы его подальше, только фермер Джон Шутер не шутит и идёт на крайние меры, сперва прикончив кота Бампа – любимца Морта и его бывшей жены Эми, а вскоре совершает и более отчаянные поступки. И без того находящийся на грани нервного срыва Морт Рейни выходит на настоящую тропу войны.

Не стоит ожидать от «Секретного окна…» чудовищ и монстров вроде Куджо, вампира Барлоу или лангольеров, ужас здесь абсолютно другой – совершенно приземлённый и от того ещё более пугающий, - страх, что затаился в самом подсознании и преследует и днём и ночью. Это настоящий триллер, и хоть идея и не оригинальная (а после выхода повести, видимо под её влиянием и популярности самого С. Кинга) подобный сюжет повторится не раз, особенно в кинематографе, книга действительно захватывает, от чего её буквально проглатываешь. Это несмотря на то, что основная развязка стала понятна ещё после почтения первой трети повести. Морт, как и сам Стивен – также находился под разрушительным влиянием собственного сознания – один спиртного, другой – чувства ненависти, страха, ожидания расплаты, а в результате – подавленной психики. Кинг мастерски описал борьбу сознания и реальности, запутал читателя настолько, что уже сам начинаешь терять ощущение реальности, ставишь себя на место писателя Морта Рейни и его страхов.

Книга действительно в какой-то мере имеет реальную основу, и не только по душевному состоянию двух писателей – реального (С. Кинга) и воображаемого (М. Рейни). Сквозь весь сюжет проходят детали из истинной кинговской биографии: то, как оба писателя начинали, мелкие жизненные обстоятельства и места.

20 апреля 1991 года. Ранним утром в особняк писателя в Бангоре через окно врывается психически неуравновешенный человек и, размахивая свёртком, угрожает взорвать весь дом. Эрик Кин, именно так звали маньяка, требовал от Стивена признаться в том, что он своровал сюжет «Мизери» у его тёти. Захватывающая история закончилась менее плачевно, чем в повести – приехавшая полиция нашла психа на чердаке и отправила на полтора года за решётку. Вполне можно было бы предположить, что именно этот случай подтолкнул Стивена Кинга на написание очередного произведения, тем более что именно так они зачастую у него и зарождались, если бы не одно но. Повесть «Секретное окно, секретный сад» вышла из печати восемью месяцами ранее. Вот и получается с точностью да наоборот – видимо Эрик прочёл повесть и решил сотворить подобную «шутку» с самим писателем уже наяву. Было такое в своё время и с повестью «Ярость», отчего писатель даже изъял все её экземпляры из печати. Всё-таки подружка судьба имеет чувство юмора.

Комментарии


Интересно, значит и Кинга не обошла стороной пагубная привычка, так свойственная творческим личностям. И как говорят: никогда не говори никогда, у жизни хорошее чувство юмора.


Рецензия просто замечательная! Данную книгу не читала, но смотрела фильм. Надо будет почитать. Все-таки книга всегда лучше


Спасибо большое. А я наоборот - фильм пока не смотрел, но уже подумываю.