Больше рецензий

15 марта 2016 г. 11:05

123

3 Эта книга предназначена немногим. Может быть, никто из этих немногих еще и не существует.

Я всегда придерживалась того мнения, что знакомство с произведениями культовых писателей следует начинать с изучения их биографии. Биография Ницше представляет особый интерес, так как, изучив её, читатель намного яснее понимает многие афоризмы и причины такого направления его философии в целом. Жизнь Ницше нельзя назвать простой, ведь, как известно, он обладал далеко не хорошим здоровьем, что возможно послужило одной из причин такой противоречивости и агрессии его творчества.
Начну с обсуждения "Ecce homo" - набора заметок и отрывков, которые были написаны Ницше (по его словам) за месяц. Что прежде всего бросается в глаза, причем отнюдь не с привлекательной стороны? Воспевание дифирамбов своей личности. Книга полностью пропитана неприкрытым эгоцентризмом, призывами к поклонению и почитанию "Великого Заратустры" (в котором, как известно, философ видел себя) и тотальной неприязнью ко всей немецкой нации, к коей Ницше ни в коем случае себя не относил. Автор, по всей видимости, пытается "открыть глаза" читателям на суровость и дикость этого мира, наступление неминуемого декаданса и недостатки немцев. Неудивительно, что данная работа стала последней в жизни Фридриха перед наступлением безумия. Она была написана за два года до его смерти. Возможно, преданные поклонники его творчества находят в книге неведомую мне "гениальность" и намёки на какие-либо высшие идеи. Что ж, пока ещё мне не довелось увидеть этого ни в "Заратустре", ни в "Ecce Homo". Основная идея, которую я вижу - самолюбование.
"Я благостный вестник, какого никогда не было..."
"Только с меня начинается на земле великая политика".
Возможно, книгу стоит прочитать спустя определенное количество лет и сравнить моё нынешнее отношение к ней с тем, которое будет. Но что-то мне подсказывает, что дело тут не в моей некомпетентности в оценке творчества Ницше, а в противоречивой афористической манере написания, из-за которой большинство его работ не подаётся однозначной интерпретации и местами вызывает негодование. Возможно, ненависть ко всему роду людскому также росла в голове Ницше из-за его болезненного состояния, а быть может, она просто являлась одним из неоспоримых качеств его личности. Кому можно порекомендовать "Ecce homo"? Преданным читателям Фридриха Ницше, которые хотят изучить его творчество вдоль и поперёк, быть может, в данной книге они найдут для себя важные моменты. Но всё же, если вы наделены умением читать между строк, даже среди всех противоречивостей Ницше можно найти достойные вещи, благодаря которым хочется верить, что всё же философ не был полностью безумен, а имел просветы ясности в своей нелегкой жизни.
"-Философия, как я её до сих пор понимал и переживал, есть добровольное пребывание среди льдов и горных высот, искание всего странного и загадочного в существовании, всего, что до сих пор было гонимо моралью".

Пожалуй, время перейти ко второй части - книге "Антихрист", которая была написана в том же году, что и "Ecce homo". Весьма впечатляет начало, предупреждающее нас о том, что: "Эта книга предназначена немногим. Может быть, никто из этих немногих еще и не существует". Не могу не согласиться с автором, так как уверена, что многие люди назовут работу жесткой и кощунственной по отношению к религии христианства. Но всё же, несмотря на это, она вполне имеет место быть и у неё найдутся свои поклонники и почитатели. Относительно себя могу сказать, что в целом идея книги не вызывает у меня морального отторжения, со многими мыслями, высказанными в ней, я согласна. Возможно, повествование ведётся действительно слишком жестоким для широкой аудитории образом, но ведь всегда существовали люди, способные с чистым умом и без предрассудков воспринимать эту жестокость и честность. Ницше уверяет нас, что христианство в сущности является религией, которая должна быть искоренена во всём мире. "Что вреднее всякого порока? - Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым - христианство". Он сравнивает христианство и буддизм, найдя во второй религии несчетное количество плюсов и пытаясь убедить читателя, что современный человек должен отойти от понятия "христианство" и от его законов в целом. Да, во многом христианство действительно ведет общество к декадансу, со всеми его понятиями о грехе, необходимости идолопоклонения и слепой вере. Из плюсов также могу выделить весьма интересную частичную трактовку Библии и психологических аспектов личности Создателя. Кроме этого, Ницше смог точно передать смысл христианской веры, который применим и в современном обществе: "Вера не двигает горами, но скорее нагромождает горы, где их совсем нет".
Читать или не читать? Безусловно, выбор каждого. Не порекомендовала бы "Антихриста" сильно впечатлительным людям, в особенности тем, кто безукоризненно исповедует христианство, так как ничего кроме отвращения эта книга у них не вызовет. Если вы можете назвать себя человеком, открытым к новому, способным быть "честным в интеллектуальных вещах до жестокости" (по словам самого Ницше) - читайте, почему бы и нет?
Обе книги придают психологическому портрету Фридриха Ницше в моей головее более ясные очертания. Ко всему прочему, даже если мне категорически не понравилось сочинение "Ecce Homo", отчасти благодаря ему сейчас я имею неплохое представление о философии Ницше в целом, что для себя могу назвать вполне полезным.
В завершение хочу добавить одну мысль. Независимо от того, понравилось вам произведение или нет, вы вынесли из него немалую пищу для размышлений (разумеется, в данном случае я говорю не о бульварном чтиве, а о чем-то на порядок посерьезнее), ради которой мы и читаем книги. Анализируйте прочитанное, а не слепо критикуйте книги, которые не понравились, тогда это будет приносить очевидную пользу.
"Я знаю свой жребий. Когда-нибудь с моим именем будет связываться воспоминание о чем-то чудовищном - о кризисе какого никогда еще не было на земле, о самой глубокой коллизии совести, о решении, предпринятом против всего, во что до сих пор верили, чего требовали, что считали священным. Я не человек, я динамит". (Ф.Ницше)