Больше рецензий

8 марта 2016 г. 13:08

183

4.5 в плену перипетий

Исследования эйзенштейноведов определенно заслуживают не меньшего внимания, чем иные художественные произведения. Ростислав Юренев остается верен своему восторженному тону и во второй части монографии, посвященной творчеству Сергея Эйзенштейна.

Однако 1930-1948 гг – слишком обширная, богатая на события часть жизни великого режиссера. Попытки объять необъятное выливаются в практически конспективное обозрение, галопом пролетающее происходящее.
В отличие от победного шествия идей Эйзенштейна во второй половине двадцатых годов, вторая половина его жизни отмечена каким-то нечеловеческим количеством драматических событий. Словно бы само мироздание проверяло мастера на прочность.

Невероятно жаль, что титанические работы, произведения искусства Эйзенштейна этого периода оказались слишком поверхностно рассмотрены. Вновь большое внимание уделено критике, теоретическим выкладкам режиссера, его метаниям со сценарными изменениями и пересъемками, поискам и скрупулезным исканиям в источниках. Но сам процесс съемок, работа режиссера с актерами, подготовка к съемкам – все это дано едва ли не на уровне пары слов между делом. Это даже не зарисовки, а упоминания невзначай.
Вторая часть монографии написана более повествовательным языком, а перипетии судьбы Эйзенштейна делает ее похожей на роман. Хорошо это или плохо в контексте исследования? С одной стороны, слишком мало деталей для романа. С другой стороны, слишком много упущено или односторонне осмыслено автором. Так что, быть может, повествовательная форма даже в чем-то спасает повисшую в воздухе работу.

Так или иначе, это качественное, изобилующее фактами, хотя и лишенное желанных подробностей, исследование. Читать его и увлекательно, и познавательно – как для тех, кого интересует фигура Эйзенштейна, так и для всех, кому небезразлично киноискусство. Ведь как много сделал Старик для искусства кино, как много он разработал, предрек, воплотил в жизнь!
И как много еще работы предстоит эйзенштейноведам, чтобы довести до общественности кажущийся безразмерным архив режиссера, систематизировать его рисунки, замыслы, идеи.