Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

8 марта 2016 г. 07:06

7K

5 О Мужчине, достойном преклонения.

Праздник женский, а сказать хочу о мужчине. Так уж получилось, что двигали исконно женскую науку образования и воспитания (да, я о педагогике) мужчины. Может мир наш очень мужской, а может женщины в меньшей степени склонны обобщать и систематизировать опыт такого рода. А может мужчина изначально способен подойти к решению этих задач абстрактно, безымоционально. Скорее всего отовсюду понемногу и еще дюжина не менее важных причин. История не сохранила женских имен в категории "Великие педагоги", а мужчины - пожалуйста: Макаренко, Сухомлинский, Ян Амос Каменский, Песталоцци.

Мое пятнадцатилетие, расставание со школой и поступление в педучилище пришлись на 85-й. Перестройка, ускорение, интенсификация; в числе прочего намечалась широкомасштабная реформа образования. Практика показывает, что любые попытки реформировать систему образования бьют по учителям и детям (субъектам и объектам учебного процесса) и позволяют погреть руки чиновникам. Но тогдашняя, на самом деле, предполагала иное качество.

Мир ушел вперед за годы, пока мы перекрывали разными частями тела вход рвущимся в него напастям, а потом тонули в болоте застоя. Новые технологии, новый подход к формированию индивида, способного взаимодействовать с меняющимися ежедневно обстоятельствами. В части обучения - в развитых странах оно начиналось не с семи-, как у нас, а с шестилетнего возраста. И даже пятилетнего - в наиболее динамично развивающихся. Нет, не "лишать детей детства", но дать им больше возможностей в старшем возрасте.

Чем раньше начинается вовлеченность в учебный процесс, тем прочнее формируется навык самообучения. В современном мире не давать "урок, который был им с детства натвержён", но научить учиться и переучиваться, когда того требуют обстоятельства. Пяти- шестилетние дети, которые еще в возрасте Козы - игра, радость от процесса, могут закрепить в себе динамический стереотип радости обучения, как открытия нехоженых дорог и увлекательных новых игр. А в семилетках уже другая движущая сила - возраст Лошади - труд. Чувствуете разницу?

Управлять легче теми, кто психологически способен и настроен трудиться, но это накладывает на учебу сбрую, шоры и стремена. Беззаботная радость от процесса в прошлом. На первый взгляд, чего проще - начинай учить с пятилетнего возраста, тем более, что обучаемость в раннем детстве в разы выше. Все так, но с ними труднее. Они физически не способны трудиться без переключения, высиживать целый урок. Иные психологические характеристики. Учебный процесс у малышей строится на игре или не строится вовсе.

Нужны были методики и материальная база. Главными методическими наработками стали труды грузинского педагога Шалвы Александровича Амонашвили. Есть мужчины, перед которыми я преклоняюсь, он один из них. Человек, сочетающий в себе академического ученого с учителем практиком. За плечами факультет востоковедения и защищенная в 29 лет кандидатская по педагогике. И отказ от нее, поскольку ее выводы опровергает его дальнейшая педагогическая деятельность.

В основе подхода к учебному процессу принятие ребенка таким, каков он есть, как законченного совершенства. Без стремления переломить и переделать. Уважение к личности ученика, терпение, очеловечивание среды вокруг ребенка и гуманный подход. Опора в стремлении к взрослению и свободе. Методика обучения шестилетних детей в формировании у них умения думать самостоятельно и критически воспринимать поступающую информацию; оценивать других и себя на основе объективных критериев. Шалва Александрович не ставит привычных нам отметок: ("троечник", "отличница" - ярлыки, которые приклеиваются с детства и на всю жизнь).

У него много книг, посвященных этому, самая известная и простая "Здравствуйте, дети". Закончилось тогда все ничем, перестройка оказалась прожектом и мыльным пузырем, который схлопнулся вместе с почившим в бозе Союзом. А новое время изменило задачу с "интенсифицироваться" на "выжить". Просто не было базы. Время придет позже, а работы его есть уже. Земной поклон.

Комментарии

Комментарий удалён.

Согласна. С оговоркой, что советская педагогика ее метод не рассматривала. Он вступает в слишком сильное противоречие с основополагающими принципами воспитания советского человека.


К первому абзацу:
А может, у женщин в целом не было ни возможности, ни времени получить достаточное образование, для того, чтобы "двигать" какую-либо науку вперед. В истории остались только исключения-одиночки, волею случая имевшие достаточно денег/упорства/поддержки, чтобы следовать своему признанию и сопротивляться давлению общества, требующему отказаться от себя и своих амбиций, раствориться в обслуживании мужа, детей, родителей.


Я согласна с вами. Как любой золотой век любой цивилизации припорошен алмазной пыльцой воспоминаний о времени и месте людей, имевших довольно досуга, чтобы воспоминания эти оставить. И достаточно образованности, чтобы внятно сформулировать.
А "хруст французской булки" и в целом упоительные российские вечера с точки зрения литейщика Сормовского завода или малоземельного от сохи крестьянина будут выглядеть совершенно иначе.

Потому теперь грядет новый матриархат и мужчины станут у нас ходить в намордниках и на жестком ошейнике.