Больше рецензий

23 февраля 2016 г. 18:23

676

4

Чем стал для меня Аполлинер - это неожиданностью. Человек, вращавшийся в центре модернисткой мысли Парижа (а по тем ценностям того времени - мира), приложивший руку едва ли не ко всем новым направлениям художественной жизни и провозгласивший новое мышление - вот кем он мне представлялся.

"Вот мир обновляют. Бастилии снова штурмуя.
Только те обновляют его, чьи стремленья к поэзии ближе."

- вот чего я ждала от его стихов.
Каким же он оказался? Совсем не традиционным (хотя я ждала более авангартисткой формы - ведь до сих пор я знала лишь его "Каллиграммы"), но очень мягким и лиричным. Его поэзия - поэзия парижанина, опьяненного любовью, тоской по мечте, Городом-существом, прошлым и будущим, сожалениями и Самостью. Могу ли я говорить о форме, если знакома только с переводом? То, что я увидела - новизна, скользящая внутри традиций, переворот слова, скрытый эпитетами холодных волн Рейна и зеленых волос никогда не любивших русалок (эта сторона Аполлинера - мистическая, фольклорная, романтическая тоже оказалась неожиданностью). Он начнет свой рассказ с прошлого и обратится в будущее, но одно не оставит его никогда - осознание своей гениальности и своего потому вынужденного призвания (между делом мы понаблюдаем за его разговором с другими гениями, осознающими свою гениальность). Изо дня в день будет литься его песнь вселенского опьянения, которую он поет за все свое поколение - в Вечность.