Больше рецензий

29 января 2016 г. 17:15

209

4 Размышления современного русского Корчака

Детей нет, есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем.
(Я. Корчак)


Юрий Владимирович Завельский – поистине настоящий Педагог, который учит не только детей и их родителей, но и своих коллег. Под его чутким руководством здравствует одна из лучших школ в России – Московская гимназия на Юго-Западе №1543.

В настоящий момент времени Юрию Владимировичу 89 лет. Несмотря на свой почтенный возраст, в 2015 году небольшим тиражом (всего 500 экз.) вышел сборник его размышлений о школе, учителе, детях.

Честь, воображение, воля – три главных качества человека, воспитывать которые может учитель.


Читая «мысли вразброс» Ю.В. Завельского, меня ни на минуту не покидала мысль о том, что гуманизм автора близок педагогической концепции Януша Корчака. Поэтому не было ничего удивительного в том, что несколько раз Юрий Владимирович всё же цитирует знаменитого польского коллегу.

В книге нет научных классификаций и сложных профессиональных терминов. В отличие от своего коллеги Евгения Александровича Ямбурга, наш герой не участвовал в разработке профессионального стандарта педагога. Однако его опыт, изложенный в небольших 72 записях (больше напоминающих дневник учителя), оказывается очень важным и нужным как для начинающего педагога – сомневающегося и ищущего, так и для умудрённого жизнью учителя.

Настоящий учитель – это прежде всего человек искренней и беспредельной веры в ребёнка. А профессиональные умения – дело второе.


Главный вопрос, на который пытается найти ответ автор, звучит следующим образом: «Каким должен быть хороший учитель?»

С высоты своего профессионального опыта – и как педагога, и как руководителя – Юрий Владимирович говорит о том, что, в первую очередь, педагог должен быть профессионалом. Дилетантство в учительстве – непростительно и преступно.

Более того, учитель должен обладать широким кругозором и непрекращающейся жаждой к познанию. Ему следует быть искренним – учить искренне, понимать искренне, проявлять заботу искренне. Он должен уметь общаться с детьми: не просто поддерживать разговор, а увлечь, подсказать, выслушать. То есть, обладать навыками гармоничного общения, заключающегося в проявлении уважения к собеседнику.

Да, я уверен – настоящим учителем может стать только человек, понимающий чужую душу.


По Ю.В. Завельскому (как и по Я. Корчаку), педагог – это всегда великий гуманист. Можно, конечно, считать Юрия Владимировича мечтателем-идеалистом и даже чудаком, но по мне, он – прекрасный пример человека, следующего за своим призванием.

Истина, любовь и добро – вот три молитвы, которые должны быть в душе учителя. Если эти молитвенные слова не определяют внутренний мир учителя, боюсь, что подлинный успех в его работе вряд ли придёт.


картинка valeriyaveidt


На фото: Юрий Владимирович Завельский (фотограф А. Хавторин).

Комментарии


Надо же в двух станциях метро от меня такой ЧЕЛОВЕЧИЩЕ работает.


А я собираюсь как-нибудь навестить эту удивительную школу и познакомиться с удивительным директором и не менее удивительным педагогическим коллективом.


Хотелось бы потом узнать впечатления от этого посещения и разговора:)


Если сложится, обязательно потом расскажу здесь историю об этом.


Отлично!:)


Спасибо Вам за рецензию. Потрясающая старая гвардия! Очень приятно читать, что такие люди ещё в деле.

В отличие от своего коллеги Евгения Александровича Ямбурга, наш герой не участвовал в разработке профессионального стандарта педагога.

А вот это, наверное, даже хорошо. Стандарты, стандарты... Чушь это всё, слова. А Юрий Владимирович Завельский абсолютно прав, как прав был Константин Викторович Ушинский: "Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель". Вот это главное. Плюс, конечно, профессионализм, знание своего предмета. Ну и детей надо любить! Всё остальное - канцелярщина.


Спасибо за ваш отзыв! Поддерживаю полностью.

Именно этим меня и привлекла эта книга:

Потрясающая старая гвардия!