Больше рецензий

22 января 2016 г. 15:03

423

1 "Отчего летит камень: потому что он от радости движения делается легче воздуха", или чудаковатость Чевенгура.

Поначалу роман достаточно хорошо пошел. Сказать, что я был в шоке - ничего не сказать. Деревня, в которой люди топятся, чтобы узнать каково это - жить после смерти; жители, которые рожают по 20 детей подряд, считая это признаком того, что год будет урожайным и следовательно не особо парясь по поводу засева полей; человек, который мечтает, чтобы все мужики в деревне умерли и ему бы тогда достались все женщины, а пока довольствуясь тем, что можно щупать кур, есть их выплеснутые от оргазма яйца, а после скручивать птицам головы. Все это противно, мерзотно, но затягивает. Я даже прозвал А.Платонова русским Ч.Палаником.
Но дальше, после страниц 150, начинается что-то непонятное. Роза Люксембург, Копенкин, Луй, Прокофий, Чепурный, Дванов, Пролетарская сила, Достоевский, Пиюся... Все смешивается. То повествование идет вокруг одного персонажа, то резко переключается на другого. Чуть ли не через каждое слово термины: коммунизм, социализм, НЭП, революция, пролетариат... (Не поймите неправильно, мне понятны значения, но читается это как речь Миньонов: "коммунизм? социализм! революнизм пролецизм социкум!...") В общем, становится какая-то непонятная каша из имен и терминов.
Также можно заметить библейские мотивы. Например сам Чевенгур предстает некой землей обетованной.
Не советую знакомиться с А.Платоновым с этого романа, ибо отобьет все желание читать что-либо еще, написанное им. Хотя возможно, он придется по душе тем, кто вырос в СССР, историкам, литературоведам, но вряд ли простому современному читателю.

Игра "Собери их всех!"