Больше рецензий

Olga_June

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 января 2016 г. 08:48

389

4.5

"Бесследно, бесследно, - шептал я, - бесследно исчезают люди, один за другим". Это бесследное исчезновение не давало мне покоя, я изумлялся, как могут живые так безразлично воспринимать исчезновение своих ближних, не думая о том, что придет день, когда и они так же бесследно исчезнут.

Часто о писателях из ГДР складывается неоправданное мнение как о чрезмерно идеалогизированных певцах коммунизма/социализма, поэтому в программах вузов их тщательно вычищают. Так однажды я уже раскопала в книжных завалах Бернгарда Келлермана, чей "Город Анатоль" совсем не наивен и не примитивен. Теперь настала очередь Иоганнеса Бехера, поразившего меня такой рефлексией и философией, что я даже пару раз смотрела его биографию: а точно ГДР?

Роман "Прощание" основан на жизни самого И. Бехера, который также родился и учился в Мюнхене, а потом заинтересовался стихосложением и социализмом. Сам писатель впоследствии даже стал министром, но к роману этот период не относится: книга охватывает полторы декады от наступления нового века до начала Первой Мировой войны. Особенных внешних событий в жизни героя, Ганса, не происходит: он принадлежит к состоятельной семье прокурора, учится в хорошей школе, водится с детьми своего круга, предает лучшего друга из бедной еврейской семьи, преследует его своими издевательствами и предается порокам, попадает в военный лагерь-школу, возвращается в гимназию, сходится с богемой и социалистами. Основная жизнь кипит в голове мальчика, где его ум создает символы и вехи, которые следуют за ним дальше и дальше в жизнь. Он постоянно прокручивает в голове разные необыкновенные ситуации, например, собственное самоубийство или встречу с забытым другом, пока не приходит к каким-нибудь важным для себя выводам. Например, о том, что люди постоянно скрывают свое "темное пятно", говорят деланными голосами и носят маски, а под личиной может оказаться что-то неожиданное, как в случае с бабушкой и дедушкой. Прозвища Ганса тоже приводят его в философское настроение: Палач, Трус, Предатель, Гунн, Золотко. В общем, крайне нелестные образы, под которыми Ганс существует с своей среде. Неудивительно, что он мечтает порвать с таким кругом общения и примкнуть к идеализируемым им рабочим, богеме и бедным мещанам. Он постоянно мечется от одного лагеря к другому, то ненавидя отца как олицетворение старой жизни и находя поддержку в семейной истории, то поддерживая своих школьных друзей и отмежевываясь от нищих и убогих. Даже в столь желанном ему обществе его тянут на две стороны: поэт Рихард Демель советует Гансу малодушно бросить поэзию как призвание и найти себе службу с доходом, а писатель Зак призывает не глушить в себе талант, хотя сам он мучится от призраков бедности и голода. Ганс - как фигура с разомкнутым контуром: он постоянно соприкасается с людьми, вбирает их в себя и перерабатывает. Он умирает со старухой, горит в гробу с бабушкой, истекает кровью с первой любовницей, сходит с ума с дядей, тупеет с товарищами по военным играм и бассейну, страдает с учителями и обиженными товарищами. В конце, Гансу все-таки удается порвать с гнетущей его средой, от своих безобразных личин перейти к более благородным образам философа, пацифиста, социалиста, поэта, однако рефлексия его никогда не заканчивается. Нельзя выкинуть часть жизни, поэтому в Гансе, как в сосуде, так и будет бродить его прошлое, ошибки, предательства и прегрешения вместе с прекрасными встречами и символами типа гармони денщика Ксавера и настоящего имени кухарки Христины, однако, как мы видим, это необязательно порождает сумбур и заблуждения.

Роман "Прощание", хотя и среднего размера, читается достаточно долго и неспешно из-за того, что мир реальных событий и рассуждения, сны и фантазии тесно в нем переплетены, что требует размышлений от самого читателя. Так что книга - не занимательные воспоминания школьника и студента о начале 20 века, а история раскола и выбора собственного пути, выросшего из опыта, ошибок и успехов.

...каждый из нас ежечасно вторгается в жизнь другого, а тот принимает его в себя и передает дальше, дальше: каждый непременно живет в другом, вечно, вечно живет в другом, живет действенно, и в том, что человек называет своей личной жизнью, тоже есть частица бесконечного...