Больше рецензий

16 января 2016 г. 21:58

131

0 ЭКОлогичное чтение: Умберто Эко преподнес публике «Откровения молодого романиста»

Новая книга суперинтеллектуала от литературы, автора «Имени розы» и «Маятника Фуко» Умберто Эко называется провокационно - «Откровения молодого романиста», - однако на поверку писатель никакой провокационности читателю не преподносит. Свою «молодость» господин Эко постулирует тем, что написал на сегодняшний день всего-навсего восемь романов. Подкупающая скромность, которую следовало бы взять на вооружение многочисленным «младенцам» пера, авторам однодневных бестселлеров и бесконечных книжных сиклов, заранее готовых к экранизации.
Книга представляет собой цикл из четырех гарвардских лекций писателя, явно составленных для весьма широкой аудитории и потому таких увлекательных и многословных. Научный дискурс господин Эко тщательно маскирует под афористической и иронической манерой изложения ¡ª при этом ирония по большей части направлена на сам субъект. Писатель со смаком разбирает свои собственные произведения, погружая читателя в суть излюбленного художественного метода под названием «двойное кодирование» и старательно присыпает речь «интертекстуальными ирониями», «полисиндетонами», «интенциональными объектами» и даже «латентными метанарративными обращениями». Впрочем, подобная манера изложения только поначалу кажется жутковатой, и вдумчивый читатель должен довольно скоро начать в ней ориентироваться, тем более, что автор и сам с присущим ему великодушием расшифровывает все «неподъемные» термины, делая чтение более ЭКОлогичным.
В своей книге господин Эко поднимает множество интереснейших тем и сбрасывает на читателя целую лавину суждений. Например, весьма и весьма занятно выглядит его классификация читателей, в рамках которой он делит всех, кто потенциально держит в руках книгу, на образцовых и имперических потребителей литературы. В то время, как первые бессловесно принимают на веру то, что Анна Каренина бросилась под поезд, вторые вооружаются увеличительным стеклом и мчатся искать дом по Бейкер-стрит, 221Б. Вторые требуют предельной логичности изложения и возмущаются в случае ее отсутствия, полагая, что их держат за дураков; первые соглашаются с изначальной неопределенностью страничного действа и проецируют на описываемые события свои личные переживания. По мнению господина Эко, автор должен возвышаться и над теми, и над другими, спокойно и без лишних эмоций относясь к неизбежной критике и неизбежным воздыхателям.
Нет ни малейшего смысла пересказывать содержание книги, гораздо интересней будет прочесть ее самостоятельно и, можно не сомневаться, это перестанет быть бесполезной тратой времени с первых же страниц. Особенно приятно то, что литературный гуру устраняет даже малейшую дистанцию, которая теоретически может возникнуть между ним и читателем в процессе знакомства с текстом, и едва ли не принимает его в отеческие объятия. Ну, или делает вид, что принимает, это уже не так важно. Важно то удовольствие, которое сопровождает читателя от первого до последнего форзаца.

Источник