Больше рецензий

krokodilych

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 января 2016 г. 18:07

544

2.5 Пособие на тему "Как уйти из жизни" для чайников

"...и сия пучина поглотила ея в один момент. В общем, все умерли".
К/ф "Формула любви"

Решил поёрничать - всерьез не получается...
Читал Жионо давным-давно - примерно в 1993-м году. Поэтому сейчас содержание помню весьма расплывчато, а вот свои впечатления от прочитанного - очень ярко.
"Гусар на крыше" - вполне приемлемый, даже интересный роман об эпидемии холеры во Франции в первой половине XIX века. Несколько утомляет излишний натурализм автора при описании симптомов болезни, но в целом я бы сказал, что это неплохое произведение, и больше ничего сказать о нем не хочу.

Зато "Польская мельница" - это нечто... Осторожно, дальше один большой сплошной спойлер.
Собственно говоря, содержание произведения полностью исчерпывается цитатой из фильма "Формула любви", которую я использовал в качестве эпиграфа. В центре внимания - большое, многочисленное, разветвленное семейство по фамилии Кост.
Над оным семейством, уже не помню по какой причине, довлел злой рок. Посему на протяжении двухсот с чем-то страниц романа все члены этого семейства только и делают, что один за другим бодренько покидают наш бренный мир.
Всех способов умерщвления героев я уже не помню. Но, кажется, автор ни разу не повторился, добросовестно выдумывая всё новые и новые приемы. Поэтому один из Костов упал и расшибся, другой утонул, третий тихо умер во сне, четвертый порезался и громко умер от заражения крови, пятого укусила змея... Сейчас, по прошествии многих лет, я уже не помню подробностей и запросто могу выдумать те способы уйти из жизни, которых в романе не было. Но, поверьте, для понимания сюжета это не имеет решительно никакого значения :)))
Начиная с определенного момента Косты, знавшие о своем печальном предначертании, стали соблюдать осторожность и тщательно беречься, но это не помогло. Помню, как маленькая веселая девочка, которой не посчастливилось родиться в этой семье, ела вишни и подавилась косточкой. Вся родня пыталась эту косточку извлечь, девочку хлопали по спине и трясли, держа за ноги вниз головой. Вотще.
Со всеми остальными произошло примерно то же самое. В рекордно короткие сроки от большого и процветающего семейства Костов остались одни воспоминания.

- Отчего же так? - вопрошает недоумевающий читатель.
- Да вот так уж, - безмолвно отвечает ему автор. - Рок. Фатум. Судьба. Фортуна. Карма. Кысмет. Амба. Хана, в общем.
- Да отчего же такой рок, фатум, судьба и далее по тексту? - всё еще силится понять читатель.
- А хрен его знает! - беззаботно шелестят в ответ страницы, унося сию страшную тайну в глубину веков. А голоса автора уже и вовсе не слыхать - он надежно прихлопнут обложкой.

Иногда по прочтении книги возникает вопрос "что хотел сказать автор?" В данном случае, кажется, как раз это вполне понятно. Зато непонятно другое - ЗАЧЕМ он хотел это сказать?

Чтобы всё не казалось так уж мрачно, позвольте разбавить мсье Жионо цитатой в тему из горячо любимого мной "Леся" пани Иоанны Хмелевской:

Шахту затопило, граф из отдаленных мест погиб по ошибке, папашу хватил апоплексический удар, разочарованная аристократка убила себя собственноручно, другие лица погибли от других причин, на руинах всего и вся остался лишь несгибаемый, монолитный, как гранит, работник физического труда, всматривающийся вместе с избранной панной в хотя и светлое, но весьма отдаленное будущее.

Поскольку персонажей "Польской мельницы" истребили под корень, на руинах всего и вся остались лишь несгибаемые мы с Вами. Да не постигнет нас и наших близких участь Костов! :)

Комментарии


Забыл упомянуть: за "Польскую мельницу" эта книга (речь, напомню, идет о сборнике из двух произведений) была занесена мной в подборку уважаемой Anais-Anais с красноречивым названием "Больше ни за что!"


Я вообще собиралась Жионо читать, Гусара. Но вы так увлекательно рассказали про второй роман, что и его захотелось прочитать:)


А я читала вот эту книгу, и мне понравилось, особенно "Король без развлечений".


Она мне попадалась во френдленте, да. На заметку взяла. Не на самый ближайший прицел на чтение, но запомнила:)


"Короля..." зимой прямо в тему читать.)


Только хотела написать нечто подобное. Очень захотелось познакомиться с семейством


Какая действенная антиреклама получилась:)


Единственное, судя по всему книга написана очень серьезно и трагично, а веселая рецензия с живыми отсылками к пани Иоанне настраивает на несерьезный лад


Не, я поняла, что там тлен и безысходность:)


Да, безнадега, но как это теперь читать??


Под настроение:) Бывает же, что хочется именно такое прочитать.


Если уж решили читать, попробуйте с юмором :)
Иначе может оказаться тяжело. Причем не удручающе тяжело, а как-то одуряюще, что ли... Мне по прочтении захотелось задать популярный нынче в интернете вопрос "что это было?"


Тлен и безысходность - опять-таки, насколько я помню СЕЙЧАС, - там присутствуют, но лишь отчасти. Автор концентрируется не столько на этом, сколько именно на теме неумолимости, неотвратимости судьбы. Раз уж так положено - положенному быть, и баста.
Поэтому описание проникнуто не столько ощущением безысходности, сколько какой-то будничностью. Возникают ассоциации с санитаром, ухаживающим за неизлечимыми больными, доживающими последние дни в хосписах. Вот приходит такой санитар в палату к больному, подушку ему поправляет, "утку" выносит, а в какой-то момент и самого этого больного вынесет. А потом будет другой больной, третий, и так день за днем...


судя по всему книга написана очень серьезно и трагично

Серьезно - да. Трагично - лишь отчасти.
Жионо - насколько я помню сейчас, двадцать с гаком лет спустя, - делает акцент не на трагедии семьи Кост и не на сочувствии к безвременно почившим, а на неумолимости рока. Вот предначертано тебе нечто свыше - значит, предначертание свершится, и ты никак не сможешь этому противостоять, хоть на пупе извертись. "А если в партию сгрудились малые - сдайся, враг, замри и ляг!" (с)


Администрация автор рецензии снимает с себя всякую ответственность за дальнейшие события :)))


Нет уж, за такие рецензии надо отвечать )))


Проще удалить, не дожидаясь перитонита :)))


Поздно, папа, поздно.... :))


Попадалово, однако... "Полундра, братцы кролики, боцман палубу грызёт!" :)))


Скажу так: кто предупрежден - тот вооружен :)


Хы-хы, живущий во мне дух противоречия может меня склонить прочитать эту самую "Польскую мельницу".)))


Ну... я честно предупредил, моя совесть чиста, если что :)))


А вот интересно - холера и смерть от неё тебя не напугали в "Гусаре...", а тут... )))


А что же тут интересного? :)
Люди обычно больше всего страшатся непонятного. С эпидемией холеры картина как раз более или менее ясна - повсюду зараза, симптомы у нее такие-то, средства защиты такие-то. Вперед, храбрый полковник Анджело, флаг тебе в руки и да хранит тебя Господь!
А вот в "Польской мельнице" причиной угрозы может стать всё, что угодно, и в любой момент. Когда злая судьба нанесет свой удар, каким образом, по кому именно - неизвестно. Зато известно, что удар обязательно будет нанесен, потом еще, и еще, и еще, и так до полной вырубки генеалогического древа.
Это и стороннему читателю не слишком комфортно, а уж если посмотреть на ситуацию глазами члена семьи Кост - так вообще, говоря по-научному, кирдык. Жизнь внутри фильма ужасов...


Для меня холера примерно равна вот этому "року", тоже неизвестно, кто заразится и умрет, а кого это минует, смертельный исход весьма и весьма вероятен, смерть от холеры мучительная. Уж лучше косточкой подавиться.)


Не-а. Не равна.
Эпидемия холеры может и пощадить. А вот насчет рока четко понятно: не пощадит. При этом находящийся в добром здравии человек точно знает, что скоро умрет или погибнет, но не знает, ни когда именно, ни по какой причине...


Думаю, если жить в городе, где свирепствует холера - без разницы. Человек же не знает заранее, заразится он или нет, поэтому будет бояться и переживать.


Думаю, если жить в городе, где свирепствует холера - без разницы.

Действие "Гусара на крыше" происходит как раз не в городе - главный герой книги практически все время находился в пути в какой-то преимущественно сельской местности.

Человек же не знает заранее, заразится он или нет, поэтому будет бояться и переживать.

Конечно, будет.
Но тот, кто заранее точно знает, что скоро умрет, и при этом не знает ни точной даты, ни характера своей гибели, будет переживать гораздо сильнее, на мой взгляд.


Так мы все знаем, что смертны. И внезапно смертны.)

PS Знаю, какую книжь тебе посоветовать.)


Так мы все знаем, что смертны. И внезапно смертны.)

Безусловно. Но суть, как всегда, в мелочах.
Мы все знаем, что любого из нас может хватить инфаркт или раздавить Годзилла пьяный водитель самосвала. Но это, во-первых, весьма отстраненное, теоретическое, умозрительное знание. А во-вторых, мы все с ним давно свыклись и как-то живем.
А вот еще не умершие герои "Польской мельнице", глядя на то, как стремительно сокращается численность живых Костов и столь же стремительно возрастает численность Костов мертвых, пребывали в ужасе. Ибо в романе происходил натуральный Костоцид, целенаправленное точечное истребление. Пьяный водитель или упавший на голову кирпич - это всё-таки случайные факторы, от которых практически в равной степени может пострадать кто угодно. А вот злой рок, описанный Жионо, - это совершенно иное дело. Каждый член семьи Костов смотрел на происходящее и понимал, что идет охота на него и на его близких. Надежды, что судьба-злодейка промахнется, - никакой. Способов защиты - никаких. Ощущения паршивые - сама жизнь таким вот жутковатым образом заявила тебе, что ты с ней несовместим, и больше вам встречаться не надо...

PS Знаю, какую книжь тебе посоветовать.)

* заинтересованно навострил уши * :)


заинтересованно навострил уши


Вот эту