Больше рецензий

10 января 2016 г. 16:28

49

5

Общая оценка: 8 из 10 баллов.

Примерное время на прочтение: 6-7 часов

Стоимость в БГ на момент покупки: 439 руб

Без преувеличения, очень захватывающая книга, легко читаемая, и вместе с тем содержащая действительно много полезной информации, особенно для тех, кто уже отчаялся хоть как-то закрыть пробелы в знании истории классической музыки.

Вообще актер Стивен Фрай, известный главным образом из комедий, по началу очень удивляет как автор этой книги - почему именно он пишет историю классической музыки? Но после прочтения не остается сомнений: своим юмористичным стилем, иногда доходящим до абсурда, он умудряется внедрить в головную коробочку такие факты, которые никаким иным образом ты бы запомнить не мог. Не претендуя на строгость и сухость изложения классических учебников, Фрай, используя огромное количество шуток и различных "приёмчиков", ведет нас как волшебник Гендальф сквозь дремучие леса очень долгой истории.
Как слушатель классической музыки со стажем, он в течение этой длинной дороги отмечает любимые произведения и недвусмысленным образом выделяет двух своих самых обожаемых композиторов - Моцарта и Вагнера. При столь нескрываемой субъективности, книга получилась на удивление довольно объективной и полной. Она с успехом выполняет свои две главные цели - нарисовать в голове читателя картину о том, как развивалась классическая музыка в течение столетий, а также его побудить к тому, чтобы он побежал закачивать себе на смартфон избранные классические произведения, а также подписываться на подкаст Classic FM (а российским читателям доступна еще и станция "Орфей").

Кроме этого, книга сама по себе приносит много удовольствий - она то заставляет хохотать (преимущественно), то задуматься о разных судьбах. Композиторы начинают представляться как реальные люди, каждый из которых обладал вполне обычными человеческими качествами как зависть, честолюбие, злость, великодушие, преданность... Их портреты, которые до этого момента казались застывшими слепками с мумий, оживают и приобретают свои вполне узнаваемые человеческие черты.
Предмет "музыкальная литература" в музыкальной школе многим дается нелегко, потому что он, как правило, состоит из прочтения унылого отрывка из биографии какого-либо музыканта, а затем прослушивания фрагментов его произведений, которое сопровождается комментариями учителя что-то вроде: "а вот здесь автор хотел передать всю мощь российского народа", а ты пытаешься услышать эту мощь, но не слышишь. И только после прочтения книги у меня в голове нарисовались полочки, на которые теперь можно аккуратно раскладывать тот или иной музыкальный материал. 7(!) ЛЕТ обучения в музыкальной школе такого эффекта не дали (хотя дали много чего другого хорошего).

Резюме: книга безусловно рекомендуется всем, кто хоть немного интересуется классической музыкой или только начинает ей интересоваться.
И напоследок три ШЦ (Шикарные Цитаты) из книги:

1. "Ну-с, а теперь позвольте познакомить вас с Антонио Вивальди, человеком, написавшим 400 концертов. Или, как сказал Стравинский, один концерт, который он затем повторил 399 раз. (Налейте этому русскому рюмочку - его мнение разделяет немалое число людей; и то сказать, многие концерты Вивальди звучат несколько, ну...одинаково. По крайней мере последние 200.)"

2. "Я вам что посоветую: залезьте в верхний ящик буфета, достаньте оттуда вечное перо... и запишите имя: Госсек. Держите листок под рукой, скажем, на кухне - прилепите к холодильнику одним из магнитиков, изображающих "Давида" Микеланджело. А потом, затеяв в следующий раз игру в "Десять знаменитых бельгийцев" и застряв на Клоде Ван Дамме, сбегайте к холодильнику, взгляните на это имя - да постарайтесь не забыть его, пока будете возвращаться в гостиную, - и спокойненько так врежьте другим игрокам: "Франсуа Жозев Госсек". Увидите, получится очень мило".

3. "Что касается фабулы, то она отвечает непременному оперному правилу, согласно которому фабулы должны быть: (а) практически непостижимыми для тех, кто не прочел программку, и (б) глупыми до невероятия. "Норма" удовлетворяет обоим требованиям. Если я верно все помню, в ней присутствуют друиды, римские солдаты, ручной заяц и статисты в тогах. Вообще-то насчет зайца вы лучше проверьте сами".

Читательский дневник Алёны Нефёдовой