Больше рецензий

majestic87

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 декабря 2015 г. 00:38

49

4

Неплохая, в общем-то, книга. Но чего-то мне не хватило. То ли целостности, то ли эмоциональности, то ли напряжения. Хотя, казалось бы, с самого начала нагнетается атмосфера таинственности, поддерживается впечатление какой-то невероятной интриги. Так вот. Возможно, что называется, «пережали» - и после сверх ожидания наступило… Нет, не разочарование. А, скорее, охлаждение, успокоение, инертность. С самого начала заявлен слишком мощный посыл, постепенно иссякающий по мере всего повествования. Правда, я не могу назвать разворачивающуюся историю ни «сверх посылом», ни «круто завёрнутым сюжетом». Да, интересная идея. Да, неплохая подача. Хотя подача, лично мне, и не очень. Из серии «Не верю». А вся, какая есть, интересность сводится на нет постоянными торможениями, нарочитыми остановками обеих сюжетных линий. Я понимаю, что «продолжение следует» - это приём для нагнетения и поддержания ощущения интриги. Да вот всё равно не сработало…
То есть, инерция при отсутствии достаточного импульса.

Стилизация под роман XIX века?.. Не знаю. Нет, стилизация, безусловно, присутствует. В выстраивании сюжетных линий, во множестве интерьерных деталей, в постоянных отсылках к соответствующим памятникам английской литературы… Для самых недогадливых. Но у меня осталось впечатление, скорее, декораций, нежели антуража.

Мне не хватило эмоциональности. При достаточном количестве всевозможных эмоций, именно эмоциональности я не увидела. Не почувствовала. Чувства были будто обрывочны. Не то, что бы герои казались картонными бесчувственными куклами – нет. Они вполне живые, вполне правдоподобно прописанные (если не все и не всегда, то и не до полного отсутствия). Однако все их чувства, связи, будто бы глушатся, начинают провисать и замыкаться сами на себе.

Мне не хватило и целостности. Не целостности истории – она, как раз-таки, по-моему, достаточно ясна и преподнесена по всем законам жанра в достаточно выигрышном для полного раскрытия порядке, не теряя ни логики, ни тайны. А целостности повествования, что ли… Линия Маргарет осталась для меня набором рефлексий, начавших ко второй половине книги раздражать своим количеством. История же Виды Винтер лишь каким-то чудом не рассыпалась на отдельные зарисовки. Решение же задачки про двух близнецов оказалось не неожиданным, однако, к счастью, более правдоподобным и менее абсурдным, чем я готова была предположить.

Как ни странно, наиболее привлекательными стали для меня не книги, буквально заполонившие повествование (к сожалению, качество перешло в количество). А дома. По-своему живые, харАктерные, разные – наполненные настроением и смыслом. И наибольшее впечатление (в эмоциональном, художественном, сюжетообразующем плане) на меня произвели эпизоды, связанные с особняком после пожара. Вот где ничего не нужно добавлять, где красота и ясность, чувства и схождение линий.

Любопытно, но, читая о повседневном быте семьи в подростковый период близнецов, я не могла отделаться от прочно укоренившихся ассоциаций с бытием семейства Буэндиа. Вряд ли Диана Сеттерфилд на самом деле желала отослать читателя к одиночеству Макондо, я, однако, не могу избавиться от соблазна столь явных параллелей.

Кстати. Пытался ли кто-нибудь (удалось ли кому-нибудь?) датировать события книги? Да, безусловно, середина – вторая половина XX века. Конечно, ещё ни намёка на компьютеры и мобильники. Фотоаппарат с плёнкой на кассете. Музыка на пластинках. Старомодный термин «купальный костюм». Отсчитать же 60 лет назад – ещё сложнее.
На мой взгляд, вневременье – один из самых удачных приёмов автора. Хотя и продиктованный, скорее всего, всё тем же стремлением к сближению с романами XIX века: возможность неразрывности, единого временного и физического (метафизического) пространства.

Комментарии


Про Макондо - +1, вот те же ощущения были, каждый сам по себе и как сорная трава.

Когда все происходит - имхо, Маргарет приехала писать биографию примерно в 80-х (начале 90-х), а история Виды происходит в межвоенный период, 20-30 годы.


Все сами по себе, сорная трава - живут, вроде бы, в одном пространстве, но совершенно не соприкасаются. В какой-то момент, когда они долго не упоминались, я даже подумала, что Чарли с Изабеллой давно уже и нет в доме.

А почему 80-е - начало 90-х? Впрочем, вполне возможно.


компов и мобилок нет - значит, не 2000е. Ну и если двухтысячные, попадает в войну. Что это околосовременное понятно по букинистическому магазину, в который только туристы заглядывают, ну и плюс Маргарет в брюках ходит, а в рассказе Виды где-то встречались tennis-shoes, которые придумали уже в 20 веке.
Виде на момент рассказа 73 года, про войны в романе ни слова ни про первую, ни про вторую, следовательно, чтобы вместить примерно 20 лет без войн, надо попасть в межвоенный период. А детство Чарли и Изабеллы попадает в период до ПМВ - так, вроде, все укладывается.


Логично. Единственное что, я бы не стала сбрасывать со счетов тот вариант, что никаких временных привязок не предполагается в принципе.


Хе-хе, ну ведь не в вакууме они обитают :)