Больше рецензий

takatalvi

Эксперт

по ацтекскому коневодству

8 декабря 2015 г. 01:04

483

4

Тот самый момент, когда хочется немного Августина, и как хорошо, что он ждет на полке, скромненько притулившись позади Аквинского и всяких там катехизисов, еще не читанный, на русском языке и с комментариями – слава издателям-энтузиастам!

В данную книгу вошли несколько писем Августина и Августину, касающиеся постепенно напрягающейся обстановки из-за пелагиан, чья теория о том, что человек собственными усилиями может заслужить себе благоволение Божие и обеспечить тем самым себе спасение, кажется вполне логичной и привлекательной и потому просто выбешивает Августина, хотя он, всегда такой степенный и тактичный, как обычно ловко прячет свое возмущение под высокопарными и завуалированными строками. Как это, люди возомнили, что могут чего-то добиться самостоятельно, хотя бы какой-то мелочи! Ничего подобного же. И вообще ты никогда не поверишь в Бога, если Бог этому не поспособствует.

Ирония в том, что по сравнению с приведенными доводами учение пелагиан выглядит более разумным и приемлемым, в частности, потому, что Августин забредает в дебри предопределения и неспособности человеческой сделать ну хоть что-то полезное и значимое в жизни этой, причем так глубоко, что потом сам, кажется, не может из этих лесов выйти. Та ситуация, когда свято уверен, но вроде есть тяжеловесные возражения, но уверен же, значит, надо хоть до несуществующей абсолютной истины дойти, но отринуть неудобные доводы. Он их отвергает, да, однако беда – за счет этого христианское учение кажется еще более жестким, сухим и безжалостным, что, понятно, желания погрузиться в него не прибавляет.

Ну и нельзя не упомянуть о том, что бич этого сборника – младенцы, умершие до крещения, с которыми вот уже сколько веков бьются бедолаги-богословы. И ведь вроде высказана уже точка зрения, но нет, в любой теме надо вернуться к этому и повторить, и добавить, и погадать, потому что несчастные эти дети любят разрушать любые богословские теории и в принципе ставить божественную справедливость под сомнение.

А напоследок, по традиции, всем добра:

Некоторые, получив благодать, в различном возрасте избавляются от опасностей этой жизни быстротою смерти.