Больше рецензий

feny

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 октября 2015 г. 17:39

273

4.5

Хуан Хосе Арреола отдает предпочтение малым формам и очень малым – миниатюрам, придерживаясь того принципа, что необходимо отсечь все наносное и лишнее до такой степени, чтобы это можно было считать абсолютом. Двадцатистраничные тексты ужимаются до одного или двух десятков фраз. А удовлетворение возникает в том случае, когда от многостраничного текста остается лишь полстраницы.
Многие из его рассказов были не написаны, а надиктованы, наговорены.

Составить библиографию изданных книг Арреолы сложно, ведь он не придерживается композиционного принципа, рассказы кочуют из раздела в раздел, то увеличивая, то уменьшая их в своем объеме, тасуются как карты или как шахматные этюды, в которых беспрестанно производится смена позиций.

В своем творчестве Арреола похож на Борхеса, немного на Кортасара, если брать малую прозу последнего. Одним словом - латиноамериканец.
Есть что-то от Кафки, только мир Кафки безнадежен и мрачен, а у Арреолы с точностью до наоборот. Это смесь бурлеска и фарса, иронии доходящей до сарказма. Он иронизирует исходя из самого дорогого, самого святого, ставя под сомнение глубины собственной души и свои идеалы.

И чем больше я живу, чем больше жизнь вышибает почву у меня из-под ног, тем с большей легкостью я иронизирую над самыми глубокими вопросами.

Я обязательно вернусь к этой книге еще раз. Такое впечатление, что некоторые рассказы прошли мимо, недопонятые мной. Ведь Арреола виноградарь ни первого часа, ни девятого, он труженик «часа неведомого».