Больше рецензий

Smeyana

Эксперт

Заметки на полях

22 октября 2015 г. 00:36

2K

4

Мифологическая картина мира всегда завораживала меня своей поэтичностью. Я люблю находить её осколки в эклектичной мозаике современного мировозрения. Люблю знакомиться с мифологией и мировосприятием разных народов.
Тайлор в своей книге представляет огромную коллекцию драгоценных осколков мифологий. Можно было бы сказать, что из них он сотворил калейдоскоп, если бы не безукоризненный порядок, в котором автор расположил свои сокровища. Все они строго классифицированы и составляют единую схему, а также служат доказательством главных тезисов, с которыми он вошёл в историю антропологии и прочно там утвердился: культура эволюционирует, и все религии зиждятся на веровании в душу и духовных существ.

Эта книга может служить отличным тестом на упоротость по теме.
Если во время чтения вы зеваете, скучаете, уснули и вообще не продвинулись дальше первых глав, поздравляем, вы не упороты.
Если во время чтения вы неустанно пополняете цитатник, мучаете близких пересказом некоторых фрагментов, мечтаете перечитать книгу лет через несколько, поздравляем, вы упороты, присоединяйтесь.

А как можно не проникнуться, когда написано остроумно, иногда едко, с энтузиазмом и в то же время ясностью? Когда понимаешь, что книга уже стала классикой, и главное, почему ею стала. Когда от некоторых осколков заморских мифологических картин, простите, фрагментов фактологического материала, внутри что-то обрывается. От того, например, что негры, привезённые в рабство, кончали с собой, в надежде вновь родиться на родине. И от того, как эскимосы клали в могилу ребёнка голову собаки, потому что он маленький и заблудится, а собака, которая всегда находит дорогу, поможет в пути, проводит в страну духов.

Мы живём на круглой Земле, над нами тонкий слой атмосферы, за которым непостижимая бесконечность. Мы навсегда прощаемся со своими близкими и сами уходим минимум в неизвестность, а максимум - вникуда. Первобытные люди существовали в ограниченном, структурированном, камерном мире. Их земля иногда танцевала и они веселились вместе с ней. Над их головой был уютный купол небесной тверди или ткани. Их близкие возвращались в новых детях, в снах, а если уходили, то недалеко, в конкретное место загробной страны, чью географию следовало изучить ещё при жизни. Я не знаю, что лучше, с таким же успехом можно сравнивать детство и взрослость и никогда не определиться, находя во взрослой жизни множество недоступных ребёнку удовольствий и вечно ностальгируя по детству. И всегда, когда слышу популярное высказывание: "все мы родом из детства", я хочу добавить: "и из первобытности".

P. S.: Этим летом, во время грозы я подумала, что слышу гром, вижу молнию, и точно знаю, что это безжизненные электрические разряды, а первобытный человек был уверен, что на небе кто-то бьёт в огромный кувшин, что гроза - это проявление некого настроения божеств. Я поделилась этой мыслью с мужем, а на следующий день услышала, как то же самое, но другими словами говорит моя мама подруге по телефону.

P. P. S.: Советуя книгу, не могу советовать это конкретное издание, так как в нём отсутствуют две главы, представляющие, по словам злостной редакции "узкоспециальный интерес".

Ветка комментариев


Тайлор не только для общего развития подходит. У него очень много иллюстративного материала, который может оказаться полезным. Разумеется, в ряде моментов книга устарела, и теорию пережитков не критиковал только ленивый, но анимистическую теорию списывать рановато. К тому же, книга интересна, как артефакт, как этап развития антропологии.
Понимаю, рецензия довольно эмоциональна, в ней, скорее, впечатления о книге, а не её анализ. Но я и не ставила себе здесь задачу её подробно анализировать. Я получила удовольствие от чтения, и думаю, авторы таких монументальных вещей вызывают огромное уважение, даже если их теории не выдерживают проверку временем. Как-то так:)