Больше рецензий

20 октября 2015 г. 15:38

90

4 «Иногда мне кажется, что человек явился туда, где он не нужен, где нет для него места...»

//Светлые волосы треплет ветер. Он стоит спиной к зрителю на тёмном выступе скалы. Один. Вокруг него беспокойное море//. Такова композиция картины немецкого художника Каспара Фридриха «Странник над морем тумана». Удивительно психологическая картина, которая всплывает в воображении при прочтении романа Конрада «Лорд Джим». Странник — это Джим,который в своей жизни будет пытаться, но никуда не сможет убежать от самого себя. Туманное море — это его внутреннее состояние тревожности и глубокого одиночества. И картина, и роман являются знаковыми событиями мировой культуры. Они великолепны. Они безумно красивы.

«Лорд Джим» — один из лучших романов Джозефа Конрада по мнению критиков. В нем наиболее полно раскрылся интерес автора к «тонкой материи», к психологическим аспектам личности. Лейтмотивом является внутренняя борьба противоречий Джима,рядового штурмана, запущенная событием, произошедшим на корабле «Патна». Жизненные обстоятельства складываются в романе так, что Джиму приходится сделать выбор, как потом окажется роковой. Выбор, непосредственно повлиявший на всю его дальнейшую судьбу.

Жизнь главного героя — это погоня за призрачным идеалом. «Бросать свой хлеб насущный, чтобы руки были свободны для борьбы с призраком, — это может быть актом прозаического героизма» — пишет о нём автор. Эгоистичное стремление во что бы то ни стало быть героем в глазах общества превосходит по силе и любовь, и естественное желание быть полезным. Подобная позиция доставляет немало беспокойства близким ему людям, но в большей степени ему самому. Джим — типичный романтический герой, которому нет места в реальном мире, он для него непонятный, лишний. Но не в таком же ключе, в каком был лишним Скиталец в романе Метьюрина или Демон в поэме Лермонтова. Джим лишен демонических черт, он прозрачен и чист в своих помыслах. Устами капитана Марлоу автор восхищается Джимом, его чистотой, стремлением к идеалу, но в то же время показывает глупость подобного геройства, как трудно такому человеку жить в обществе.

Конрада, как писателя, открывающего глубины сознания человека, сравнивали с Достоевским,чем сам Конрад был недоволен, считая, что Федор Михайлович черезчур эмоционален. Конрад же сдержан, даже чопорен, про него нельзя сказать, что он вскрывал нарывы души, он лишь приоткрывал завесу, очень деликатно, преимущественно описывая своего Джима глазами третьих лиц — капитана Марлоу и торговца-коллекционера Штейна.«Облёк в унылый романтизм и безнадежный эгоизм» — так словами Пушкина можно описать поверхностное впечатление от произведения. Но само произведение относится уже не к романтизму, а к более позднему явлению — неоромантизму, который, впрочем, вобрал в себя основные черты своего предшественника: безграничный интерес к личности и внутренний конфликт героя и окружающего мира.

Роман «Лорд Джим» давно получил статус классической английской прозы и даже успел попасть в список «100 лучших романов ХХ века на английском языке» по версии издательства «Modern Library». Но так и остался малопопулярным в России.